Центр ГО,ЧС и ПБ НСО
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»

"Ретро парк"

Приглашаем всех любителей пожарной техники посетить Выставку и получить эстетическое удовольствие, оказавшись в мире ретро-автомобилей, каждый из которых, в свое время, защищал город Новосибирск и область от пожаров.

Пожарная машина ПМЗ-11

Уральское семейство трехтонок УралЗИС-5 (как полностью идентичный ЗИС-5В), запущенное в производство в 1944 году на Уральском автомобильном заводе им. И.В. Сталина (УралЗиС), было одной из массовых моделей советских грузовиков. Грузовик отлично работал в условиях бездорожья, был прост в эксплуатации, при расчетной грузоподъемности в 3 тонны, мог перевозить до 5 тонн. Естественно он не мог быть обойден производителями пожарных автомобилей СССР. На его шасси УралЗис-5М, был разработан ПМЗ-11. Шасси «Урал-ЗИС-5» было близко и понятно поколению водителей, вернувшихся с фронта. Переучиваться им не требовалось.


Серийное производство ПМЗ-11 было организовано на Заводе противопожарного оборудования в г. Топки Кемеровской области в 1952 году. Данный пожарный автомобиль в большей степени был ориентирован на работу в небольших городах, сельской местности. Стоял на вооружении добровольных пожарных дружин. Передняя часть автомобиля - облицовка, радиатор, капот, передние крылья и рама переднего стекла сохранилась как у грузового автомобиля «Урал-ЗИС-5». Конструкция кузова автоцистерны: деревянный каркас, обшитый снаружи листовым железом, а изнутри – фанерой.

 

Штатный боевой расчет составлял 6 человек, в кабине имелась система обогрева, работавшая от выхлопных газов двигателя. В задней части автомашины располагался насос ПН-25А, производительностью 25 л/с. Ёмкость цистерны для воды составляла 1420 л, имелся также бак для пенообразователя ёмкостью 80 л. Всасывающие рукава размещались на кронштейнах над кузовом. (У первого выпуска ПМЗ-11 всасывающие рукава размещались на подножках). Также над кузовом размещается трехколенчатая деревянная лестница. Для гашения колебаний в движении внутри цистерны имелись волнорезы. Обогрев обеспечивали жаровые трубы, а опорожнение цистерны – сливная труба. Доступ к цистерне и пенобаку осуществлялся с крыши кузова с помощью двух алюминиевых люков с резиновыми прокладками.

В 1953 году изменились требования к производству ПМЗ-11. Кабину автомобилей стали покрывать лаком, систему управления насосной установкой унифицировали с ПМЗ-9, а мелкие детали: обводки фар, поручни и т.д. – стали хромировать. 


Пожарный автомобиль ПМЗ-11, выполнив свое историческое назначение, довольно быстро был вытеснен новой техникой. И лишь массовый выпуск автоцистерны на протяжении почти 10 лет позволил отдельным ее экземплярам сохраниться до наших дней в ряде городов России и бывшего СССР. В результате кое-где такие автоцистерны прослужили до 1970-х и даже до 1980-х годов!

Данная пожарная машина ПМЗ-11 на ходу и принимает участие в различных шоу, а также как прежде занимает достойное место в колонне пожарной техники на парадах!

•••

На стыке десятилетий произошло одно революционно важное событие, касающееся каждого советского пожарного автомобиля. Поменялась система условных обозначений. 

Обозначение пожарного автомобиля до 1960 года никак не отражало его назначение и характеристики. Если в довоенное время и первые послевоенные годы выпускалось всего несколько моделей и запомнить «что есть что» труда не составляло, то с ростом объемов производства пожарной техники и увеличением числа моделей, выпускаемых в СССР, начали появляться определенные проблемы.

В 1960 году Технический совет ТУПО рассмотрел и утвердил разработанную ЦНИИПО систему условных обозначений (классификацию) пожарных автомобилей, выпускаемых заводами противопожарного оборудования. В основу новой классификации была положена оперативно-тактическая характеристика машин: назначение (автонасос, автоцистерна и т.п.), производительность насоса в литрах в секунду (для других пожарных автомобилей указывались их основные параметры), марка шасси и номер модели.

Вот как, например, расшифровывается обозначение автомашины АЦ-30(164)-17: АЦ - пожарная автоцистерна, 30 - производительность насоса в л/с, 164 - марка шасси (ЗиЛ-164), 17 - порядковый номер модели. В оперативной работе и оперативной документации разрешалось применять сокращенное обозначение АЦ-30.

Пожарная машина ПМЗ-17 или АЦ-30 (164)


                                                                         Восстановлена пожарными Новосибирска.

В 1957 – 1961 годах в производстве находился базовый автомобиль ЗИЛ-164, оборудованный модернизированным 6-цилиндровым двигателем мощностью 97 л.с., новыми задним мостом со штампованным картером, промежуточной опорой карданного вала и жидкостным отопителем в кабине.



С 1960г. Прилукский завод приступил к выпуску автоцистерны ПМЗ-17, получивший новый насос повышенной производительности ПП-30.

Кузов автоцистерны с задним расположением насоса, состоял из цельнометаллической закрытой трёхместной кабины водителя, закрытой четырёхместной кабины боевого расчета и боковых отсеков для размещения пожарно-технического вооружения. Двери кабины боевого расчета с опускающимися стеклами стали несколько шире. Одностворчатые двери отсеков открывались вверх, поднимались выше головы пожарного и фиксировались металлическими ограничителями. Всё это обеспечивало более удобный доступ к оборудованию, снижало время боевого развертывания. Задняя дверь насосного отделения также открывалась вверх и имела смотровое окно. Кабина бойцов и насосное отделение обогревались батареями, работающими от выхлопных газов двигателя. Ёмкость бака для воды была увеличена до 2150 л, а запас пенообразователя - до 150 л. 

Аналогичная по размерам ёмкость станет традиционной для автоцистерн среднего типа до начала 90-х годов. Конструкция цистерны для воды и пенобака стала раздельной. Бак для пенообразователя был установлен в насосном отделении над насосом, что упрощало конструкцию водопенных коммуникаций и облегчало доступ к нему.

Насос ПН-30 впервые был оборудован тахометром, что позволяло следить за числом оборотов вала насоса при его работе и облегчало проведение испытаний насоса на производительность.  Новый пеносмеситель, установленный на автоцистерне, был рассчитан на подачу 20 м3/мин. воздушно-механической пены. Его конструкция позволяла более точно дозировать подачу пенообразователя. На автоцистерне установили фары - противотуманную и заднюю, для освещения места забора воды у водоёма.


Пожарная машина АЦ-30 (205)


                                                                          Восстановлена пожарными Новосибирска.

Самосвалы МАЗ-205, грузоподъемность которых составляла 6 т, начали выпускаться в 1947 году в Минске. Изначально модель оснащали дизельным мотором, мощностью 110 лошадиных сил. В паре работала пятиступенчатая коробка передач. Немного позже отдачу агрегата довели до 120 лошадиных сил. Именно такие моторы устанавливались на автоцистерны. 


МАЗ-205 и пожарная автоцистерна АЦ-30(205) ЦГ-А на его базе.

Шасси данного автомобиля позволило создать автомобиль с увеличенным объемом вывозимой воды. Ставшая самой массовой пожарной цистерной-тяжеловесом, производилась Торжокским машиностроительным заводом. Серийно выпускалась с 1962 по 1965 гг. Было выпущено 270 автомобилей.

Несмотря на отдельные недостатки, связанные с недостаточной мощностью двигателя для столь тяжёлой машины, и, соответственно, невысокой скоростью (тихоход), автомобиль отличался высокой надёжностью, простотой и эффективностью, заслуженно снискав благодарности потребителей, отмеченные в многочисленных письмах-откликах от гарнизонов пожарной охраны со всего Союза. Речь идет, прежде всего, о высокой эффективности стационарных лафетных стволов и большом запасе воды.

Интересной особенностью был отказ от кабины боевого расчета, поэтому вместимость автоцистерны составляла всего 3 человека. Но это было оправдано. Трех человек было достаточно, чтобы привести в рабочее состояние цистерны, а использование такой медлительной машины в качестве "первого хода" не планировалось.


•••

С ростом жилых и производственных зданий в высоту, возможности ручных пожарных лестниц перестали полностью удовлетворять пожарных так как могли обеспечить работу по высоте до 3 этажа. Это вызвало необходимость дальнейшего развития пожарных лестниц как в сторону увеличения их длины, так и развития их средств доставки к месту тушения.

В процессе эволюционирования пожарные лестницы прошли путь от ручных длинной до 11-15 м., передвижных (прицепных) до 30 м., а с появлением автомобиля лестница обрела тот вид, который легко меняясь во времени дошла до наших дней поменяв название.

Пожарная автолестница (АЛ) – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей. Предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту.

Первое упоминание о создании механических пожарных лестниц в России изобретателем П. Дальгреном относится к 1778 году. В последующие годы разрабатывались механические чатырехколенчатые лестницы для конной повозки, длина которых не превышала 24 м.

С 1955 года Торжокский завод начал промышленный выпуск автолестниц с механическим приводом, а с 1963 года – производство автолестниц с гидравлическим приводом. В настоящее время в стране производятся серии автолестниц высотой от 17 до 62 м на шасси ЗиЛ, КамАЗ, МАЗ, «Татра».

Основными конструктивными элементами автолестницы влияющими на ее характеристики являются длина вылета лестницы и тип привода управления механизмом. По длине АЛ делятся: малой длины до 20 м., средней длины до 30 м., большой длины 45 м. и выше. По типу привода механизма управления АЛ делятся: механический, гидравлический, электрический и комбинированный механизм.

Пожарная машина АЛГ-18 (52)


Восстановлена в 2013г.  Посевнивским заводом пожарной техники в р.п. «Посевная», Черепановского района Новосибирской области.

18-метровая автолестница с гидравлическим приводом на шасси ГАЗ-52 пришла на смену самой распространенной АЛГ-17 (51) ЛЧ. 

Выпускалась в 1967-1975 годах на Торжокском заводе пожарных машин, по некоторым данным выпущено около 200 единиц.

В Новосибирский гарнизон эта пожарная машина начала поступать с 1962 года. Первыми они появились в пожарной части № 3 по охране Октябрьского района города Новосибирска. В нашем городе появление пожарных автолестниц было очень актуально, ведь жилые и спальные районы города плотно застраивались пятиэтажками.

В комплектацию АЛГ-18(52) входило дополнительное электрооборудование: передние габаритные огни, лобовую фару для подачи мигающих сигналов, прожектор для освещения места работы в ночное время, сигнальное устройство положения ступеней лестницы, лампу для освещения пульта управления лестницей и фару для освещения марша лестницы. Первое (верхнее) колено имело дополнительную откидную 2-х метровую лестницу. Что с одной стороны облегчало установку АЛ, а с другой увеличивало ее высоту.



Пожарная машина АЦУ-20 (51А)


                Восстановлена Новосибирским пожарно-техническим центром в 1998г.

   К концу 50-х гг. в связи с развитием пожарной охраны, строительством новых пожарных частей, с ростом телефонизации хозяйств, определились новые тенденции эксплуатации пожарных автомобилей на селе. Для тушения пожаров на селе стал не нужен полноценный боевой расчет, так как росли ряды добровольных и организованных помощников пожарной охраны. Прибывая на пожар, автомобиль с бойцом и водителем получал в помощь отряд обученных дружинников. Второй тенденцией, приводящей к сокращению боевого расчета, была необходимость увеличения запаса воды, вывозимой на пожар. Запас пенообразователя стал балластом, поэтому от него все чаще отказывались.

В связи с вышеуказанными тенденциями в сельской местности, в 60-70-х, наиболее широко применялись пожарные автоцистерны упрощенной конструкции АЦУ-20 (годы выпуска 1959-1973). Выпускал данный автомобиль Варгашинский завод противопожарного оборудования Курганской области и завод в поселке Грабово Пензенской области. В соответствии с принятой в те годы классификацией эта пожарная машина, была смонтированная на шасси грузового автомобиля ГАЗ-51А с колесной формулой 4х2, что позволяло использовать ее в условиях сельского бездорожья, небольшой вес (4 т.).

АЦУ-20 представляет собой автоцистерну с кузовом упрощенной конструкции, предназначенную для доставки к месту пожара личного состава в количестве 2-ух человек, запаса воды и минимального количества противопожарного оборудования, расположенного в двух цельнометаллических ящиках. За счет исключения кабины боевого расчета и уменьшения количества противопожарного оборудования удалось увеличить количество вывозимой воды до 1550 литров. В заднем отсеке автоцистерны располагался насос ПН-20 с подачей воды 1200 л/мин, который приводится в действие от двигателя через коробку отбора мощности.  Насосный отсек был цельнометаллическим, сварным, он располагался за цистерной и обогревался теплом выхлопных газов двигателя, проходивших через специальную батарею, расположенную под насосом. Автоцистерны оборудовались специальным звуковым сигналом – сиреной и световыми указателями поворота.



АЦУ-20 прослужили очень долго, и отдельные экземпляры можно было встретить в колхозах, совхозах и на небольших предприятиях даже в девяностые годы! На данном пожарном автомобиле добровольные пожарные команды успешно тушили пожары в совхозе «Морской», сейчас ее можно увидеть на показах пожарной техники (по будням она стоит в ряду исторической пожарной техники в депо УПСЧ Новосибирской области).

•••

История автомобилей, которые мы сегодня называем штабными, своими корнями уходит в начало XX века. Смысл их появления был прост: оперативное прибытие на пожар командира, руководителя тушения пожара. Автомобиль всегда готов к выезду, снаряжение руководителя находится уже в автомобиле, обгоняя тихоходки, руководитель тушения первым прибывал к месту вызова и еще до подхода главных пожарных мог оценить обстановку и принять необходимые решения.

С ростом гарнизонов пожарной охраны, увеличением количества пожарных частей, увеличению количества прибывших на тушение пожарных подразделений, руководителю тушения пожара понадобились помощники. Это привело к необходимости создания на месте пожара штаба пожаротушения, в состав которого входили опытные и подготовленные специалисты, хорошо знающие город и его объекты.

Скорость прибытия штаба пожаротушения во многом определяла успех тушения пожара.

Пожарная машина Москвич-2140 (АШ)


Автомобиль штабной (АШ) был предназначен для доставки к месту пожара личного состава оперативной службы и сотрудников государственного пожарного надзора. На их базе организуется работа штаба пожаротушения. Автомобиль Москвич-2140, производился с 1975 по 1988 год, был укомплектован пожарно-техническим оборудованием для работы этих подразделений.

•••

Значительную долю в оперативно-служебном транспорте тех лет составляли мотоциклы самых различных марок.

 Мотоциклы на службе пожарной охраны, появились еще во второй половине двадцатого века, и тогда, в основном, их назначение сводилось к использованию на пожарах в сельской местности. Автоцистерну содержать дорого, и не каждое сельское поселение могло себе позволить иметь пожарную команду и специальный автомобиль. Мотоцикл же обходится значительно дешевле. Да и в истории любого маленького поселка пожары случаются редко, оттого район выезда любой пожарной части включает в себя несколько населенных пунктов. Но если уж что-то загорится, то лучше иметь мотоцикл и держать оборону до прибытия основных сил, чем не иметь ничего.

 

Пожарный мотоцикл М-63 (Урал)


Мотоцикл передан в дар Патиным Н.В., командиром отдельного поста с. Мохнатый Лог ПЧ-110 по охране Краснозерского района Новосибирской области. 


Самый массовый советский мотоцикл, изготавливался на Ирбитском мотоциклетном заводе с 1963 года по 1980-й.

 В 1962 году были собраны первые два экземпляра, в следующем году - уже опытно-промышленная партия, 101 машина, а в 1964 году завод пол­ностью перешёл на производство этой модели. Мотоцикл, изначально поставляли в инспекцию государственного пожарного надзора. Но в пожарной охране города их век был не долог (до начала 70-х годов), пожарный на мотоцикле – скорее символ сельской районной пожарной инспекции. 


Характеристики «Урал М-63», позволяли эксплуатировать мотоцикл, как тягач для прицепного устройства. Поскольку на заводе изготовителя мотоциклов не выпускали специально оборудованные для тушения пожаров, то в гарнизонах пожарной охраны СССР самостоятельно дорабатывали коляску: устанавливали специальную площадку, где крепилась пожарная мотопомпа, а также оборудовалось место под крепление напорно-всасывающих и напорных рукавов.


Объемное багажное отделение, находящееся в задней части коляски, позволяло перевозить пожарный инвентарь:
- радиостанция;
- ранцевая установка;
- огнетушитель;
- шансовый инструмент;
- сигнально-голосовая установка.


В завершении хотелось бы отметить, что этот транспорт разрабатывался в 60-е годы. На то время такая техника была на вес золота. Байк являлся незаменимым помощником пожарной охраны в селах и деревнях, несмотря на высокий расход топлива. Мотоциклы были мобильным транспортным средством, доставляющие к месту пожара пожарного с первичными средствами пожаротушения.




up