Центр ГО,ЧС и ПБ НСО
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»

Рекомендации по разработке и содержанию планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для районов, городских округов, объектов экономики области

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) состоит из текстуальной части и приложений.

Текстуальная часть состоит из двух разделов.

Раздел 1. Краткая географическая и социально-экономическая характеристика, оценка возможной обстановки при возникновении ЧС

1.1. Общие характеристики __________

с чем граничит по сторонам света (для объекта - адрес);

занимаемая площадь;

рельеф, почвы, растительность, сейсмическая активность;

климат, основные и максимальные, минимальные показатели температур по временам года, преобладающие направления ветра, количество осадков, время ледостава и вскрытия рек, средняя продолжительность и высота снежного покрова;

гидрография (наличие рек, озер, гидротехнических сооружений, площади основных озер, судоходность);

(Сведения, размещенные на обратной стороне листов топографической карты местности масштаба 1:200000, способствуют наиболее полному отображению географических, гидрографических и климатических характеристик местности).

социальная характеристика (численность и структура (сельское, городское) населения, количество муниципальных образований);

экономическая характеристика.

Выводы о возможных ЧС природного характера, (риски ЧС) их возможные масштабы и характеристики.

1.2. Пути сообщения и транспорт

дорожная сеть: основные дороги, зимники, мосты, паромы, броды, покрытие дорог (асфальт, грунт);

железнодорожные пути сообщения (протяженность, количество путей, электрифицированные или нет, станции, выгрузочные грузовые платформы, мосты, места обработки, погрузки и выгрузки, временного хранения опасных разрядных грузов);

автомобильный транспорт (предприятия и их возможности по однорейсовой перевозке грузов (самосвалами отдельно), пассажиров с учетом коэффициента технической готовности 0,85);

инженерная техника (количество экскаваторов, кранов, бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, передвижных бурильных установок, траншеекопателей (буроямов) передвижных автономных электростанций 10 квт и более);

трубопроводный транспорт (основные магистрали, направления, протяженность, переходы через водные пути и железную дорогу, места размещения компрессорных станций);

водные пути сообщения и плавсредства (основные водные акватории, причалы, наличие и возможности применения плавсредств индивидуальных владельцев при ЧС на водных акваториях, при паводковой ситуации).

Выводы по транспорту (наиболее уязвимые участки путей сообщения, опасные участки газо-, нефте-, продуктопроводов, возможности задействования транспорта, инженерной техники, плавсредств при ЧС).

1.3. Перечень объектов и мест, подверженных рискам ЧС

радиационно, химически, биологически и пожароопасные объекты (с указанием наименования, адреса, телефонов дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), наименования применяемых опасных веществ и их количества);

объекты МО РФ, содержащие взрывопожароопасные вещества, без указания их количества и наименований, телефон дежурного по воинской части;

объекты обеспечения жизнедеятельности: котельные, водонасосные станции (скважины), очистные сооружения (наименования, адреса, телефоны их аварийных служб, все объекты целесообразно показать в одной таблице, указав (выделив) при этом потенциально опасные);

места скопления транспортных средств с опасными веществами, грузами, маршруты перевозки опасных грузов;

места массового скопления населения (с указанием наименований объектов, адресов, телефонов, количества персонала, максимального количества посетителей);

места расположения твердых бытовых отходов и скотомогильники, объекты их переработки и утилизации;

гидротехнические сооружения (плотины, дамбы).

1.4.Оценка возможной обстановки при ЧС на объектах и их инфраструктуре

Прогнозируется по каждому виду аварии, катастрофы и стихийного бедствия, исходя из анализа имеющихся многолетних данных и наличия опасных производств. Прогноз численности пострадавшего населения и ущерба.

Например:

при авариях на всех основных видах транспорта;

при авариях на потенциально опасных объектах;

при авариях на объектах жизнеобеспечения (инженерных сетях);

при пожарах, взрывах;

при затоплениях;

при радиационном и химическом загрязнении (заражении);

при массовых инфекционных заболеваниях;

при заболеваниях животных и растений. Районы, где ранее регистрировались болезни сельскохозяйственных животных и растений.

Общий вывод о возможности возникновения ЧС на потенциально опасных и других объектах, местах временного складирования и хранения опасных грузов, на маршрутах перевозки опасных грузов, участках местности.

1.5. Построение звена ТП РСЧС

состав (постоянно действующий орган повседневного управления, силы и средства (таблицей по образцу в конце рекомендаций), резервы финансовых и материальных ресурсов, система связи, оповещения, управления);

задачи;

порядок осуществления мониторинга возникновения ЧС.

Орган повседневного управления ЕДДС (ДДС объекта)

место размещения, задачи, оснащение, возможности, порядок работы, возложенные обязанности, телефоны.

1.6. Организация эвакуации населения и персонала, попадающего в зону ЧС

порядок принятия решения на эвакуацию населения;

оповещение населения об эвакуации;

управление эвакуационными мероприятиями;

районы эвакуации, пункты временного размещения (далее – ПВР), сроки и порядок их развертывания;

транспортные средства для эвакуации, порядок их привлечения;

расчеты на перевозку населения (персонала), подлежащего эвакуации, в табличной форме (или приложением к плану), с указанием наименований автопредприятий, их адресов, телефонов, количества выделяемой техники, временных показателей эвакуации.

1.7. Проводимые и планируемые мероприятия по предупреждению или снижению негативных последствий ЧС, по защите населения, территории, материальных ценностей

Административно-правовая, предупредительная повседневная работа администрации района, муниципальных образований, организаций, предназначенных для выполнения мероприятий ГО, ЧС по подготовке, обучению персонала, населения действиям при ЧС, мониторингу и снижению рисков ЧС.

Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении ЧС

2.1. Мероприятия при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности)

2.1.1. Порядок и сроки оповещения органов управления районного звена, объекта, населения, персонала об угрозе возникновения ЧС.

Информирование населения в местах возможного возникновения ЧС.

2.1.2. Наименование, сроки, объем, порядок выполнения мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС, привлекаемые для этого силы и средства:

приведение в готовность сил и средств наблюдения и контроля и ликвидации ЧС;

обеспеченность работающей смены потенциально опасных объектов средствами индивидуальной защиты, укрытиями;

приведение в готовность имеющихся укрытий для работающей смены на потенциально опасных объектах;

подготовительные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего (эвакуируемого) населения (кем и в каких объемах выполняются, сроки выполнения);

приведение в готовность автотранспорта и ПВР населения для эвакуации, отселения и приема населения из районов ЧС;

проведение мероприятий по медицинской и противоэпидемической защите населения и противоэпизоотической защите животных;

проведение профилактических противопожарных мероприятий;

подготовка к безаварийной остановке производственных процессов.

2.2. Общие мероприятия при возникновении ЧС (режим ЧС)

2.2.1. Порядок и сроки оповещения органов управления районного звена, (объекта), населения (персонала) о возникновении ЧС.

2.2.2. Порядок действий органов повседневного управления по сбору, обмену информацией о ЧС.

2.2.3. Приведение в готовность сил и средств, привлекаемых к АСДНР, направление их к местам выполнения работ, их состав, сроки готовности и предназначение. Организация выполнения работ.

2.2.4. Защита населения (объемы, сроки, порядок выполнения мероприятий, привлекаемые для их выполнения силы и средства):

эвакуация (отселение) населения;

противопожарные мероприятия;

лечебно-эвакуационные и противоэпидемические мероприятия;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

2.2.5. Защита животных, растений, продуктов (объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок выполнения).

2.2.6. Мероприятия по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.

2.3. Обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР, выполнения мероприятий по защите населения и территории от ЧС

разведка (общая, радиационная, химическая, инженерная, пожарная, медицинская, санитарно-эпидемиологическая);

техническое обеспечение (предприятия, посты для ремонта техники, проведения технических обслуживаний, обеспечения запасными частями);

инженерное обеспечение;

материальное обеспечение;

гидрометеорологическое обеспечение (откуда и кем получаются метеосведения, кому и как передаются);

медицинское обеспечение (больницы с указанием емкости (коек), поликлиники, количество бригад скорой медицинской, специализированной помощи);

противопожарное обеспечение (ПЧ с указанием состава дежурной и резервной смен, технических средств, добровольных пожарных дружин, нештатных пожарных расчетов на объектах);

охрана общественного порядка, материальных средств в районах ЧС.

2.4. Организация управления при ликвидации ЧС

общий порядок выполнения и управления АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Привлекаемые для этого силы и средства;

организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления (организациями);

порядок оповещения, сбора, выдвижения оперативной группы КЧС и ОПБ района (города);

организация оповещения и информирования органов управления, сил и средств районного (городского) звена, предприятий и организаций, рабочих, служащих и остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ЧС.

2.5. Организация взаимодействия при выполнении АСДНР, ликвидации ЧС

3. Приложения к плану действий:

3.1. Приложение № 1. Возможная обстановка при возникновении ЧС

Разрабатывается на карте города, района с вклейкой или приложением карты районного центра, плане объекта, на которые наносятся:

границы административно-территориального деления (границы объекта);

органы управления городского, районного звена (пункты управления);

пункты постоянной дислокации пожарных частей (с границами районов выезда), поисково-спасательных формирований, ведомственных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных формирований, в том числе выделяемых по планам взаимодействия и привлекаемых для ликвидации ЧС, добровольные пожарные дружины;

подразделения обеспечения мероприятий ГО, ЧС;

радиационно-, химически-, биологически-, взрыво- и пожароопасные объекты с возможными зонами заражения (загрязнения), численностью населения, попадающего в опасную зону;

объекты жизнеобеспечения;

стационарные посты ДПС;

паромные переправы, броды;

железнодорожные станции, выгрузочные платформы, места обработки и временного хранения опасных грузов;

крупные объекты массового скопления людей (клубы, стадионы, рынки, вокзалы);

крупные водоемы с характеристиками, причалами, местами отдыха;

населенные пункты, подверженные переходу лесного (лесостепного пожара), с указанием численности населения;

оздоровительные лагеря, санатории, профилактории с указанием количества людей при максимальном их заполнении;

гидросооружения с зонами возможного катастрофического затопления при авариях, районы возможного подтопления местности в половодье;

ЛЭП 10 кВ и выше;

численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения ЧС;

места размещения запасов материально-технических средств для ликвидации ЧС (при наличии таковых);

ПВР эвакуируемого населения;

магистральные газо, нефте, продуктопроводы, компрессорные станции;

АЗС, ГЗС;

узлы связи;

медицинские и ветеринарные учреждения.

3.2. Приложение № 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС

Разрабатывается в табличном виде.

В нем, в начале, отражаются общие мероприятия для всех видов ЧС, как при угрозе, так и при возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам ЧС, также по разделам.

3.3. Приложение № 3. Решение КЧС и ОПБ на ликвидацию ЧС.

Разрабатывается на карте района с вклейкой или приложением карты районного центра, (плане объекта), на которую наносятся:

основные задачи;

потенциально опасные объекты, места массового скопления людей, железнодорожные станции, затапливаемые районы, населенные пункты, подлежащие защите от перехода лесных пожаров, медицинские учреждения, посты ДПС, ПЧ, ДПД, ПВР эвакуированного населения;

возможная пожарная, радиационная, химическая, биологическая (бактериологическая), паводковая обстановка;

пункты управления;

места размещения подчиненных и взаимодействующих сил и средств, необходимые данные о них в табличной форме;

границы зон ответственности соответствующих формирований;

главные вопросы взаимодействия и обеспечения;

маршруты, порядок, последовательность выдвижения сил в возможные районы проведения АСДНР;

маршруты эвакуации;

схема управления и оповещения (телефоны);

таблица - состав сил районного звена с указанием численности людей, техники, других взаимодействующих сил;

другие необходимые данные.

Приложение № 3 подписывается председателем КЧСПБ, начальником (специалистом) ГОЧС и утверждается Главой …

3.4. Приложение № 4. Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении ЧС

Разрабатывается в табличном виде с указанием численности людей и техники, реально задействованных для выполнения работ, с учетом среднестатистического отсутствия (отпуск, болезни, некомлект) и коэффициента технической готовности техники 0,85 .

3.5. Приложение № 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении ЧС

Приложение отрабатывается в схематичной форме.

Приложения (кроме приложения № 3) подписываются начальником отдела ГОЧС администрации города, района, лицом, назначенным ответственным за мероприятия ГОЧС на объекте и утверждаются председателем КЧСПБ города, района, объекта,.

4. План действий согласовывается:

план действий городского, районного звена – с Главным управлением МЧС России по Новосибирской области;

план действий объекта:

потенциально-опасного объекта, организации, обособленного подразделения, которое расположено на территории района, - с Главным управлением МЧС России по Новосибирской области и отделом ГОЧС района;

объекта, размещенного в арендуемом помещении, на производственной площади с арендодателем или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом и отделом ГО, ЧС администрации города, района.

Корректировка плана действий осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. При этом производится запись в листе корректировки о дате и должностном лице, проводившем корректировку.

Переработка плана действий осуществляется при значительных изменениях содержания плана действий.

План действий разрабатывается в одном экземпляре.

ИНСТРУКЦИЯ

по действиям персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС

(для объекта с численностью персонала менее 50 чел.)

1. Инструкция показывает возможную обстановку при аварии, ЧС и определяет порядок действий персонала объекта при угрозе и возникновении аварийной или чрезвычайной ситуации.

Инструкция в части касающейся доводится до персонала объекта и является обязательной для исполнения всеми лицами, постоянно или временно работающими на объекте.

Персонал объекта обязан четко знать и строго выполнять установленный порядок действий при угрозе и возникновении аварии, ЧС.

Аварии и ЧС могут возникнуть после продолжительного периода угрозы возникновения или внезапно.

Период угрозы возникновения аварии, ЧС максимально используется для предотвращения аварии, ЧС и уменьшения возможного ущерба.

Инструкция хранится у руководителя объекта. Ее содержание доводится до всего персонала объекта. Для ответственных должностных лиц делаются выписки из календарного плана с перечнем выполняемых ими задач и действий в ЧС.

2. Инструкция состоит из текстуальной части и двух приложений:

2.1. Текстуальная часть:

2.1.1. Возможная обстановка на объекте при возникновении аварии, ЧС.

2.1.2. Действия при угрозе и возникновении аварии, ЧС:

ДДС, дежурного, сторожевой охраны (в рабочее время, в нерабочее время);

оповещение руководителя объекта, персонала объекта об угрозе и возникновении аварии, ЧС;

информирование ЕДДС администрации района;

разведка, оценка обстановки, выработка решения на проведение АСДНР;

приведение в готовность имеющихся сил и средств объекта и выполнение ими АСДНР;

проведение эвакуационных мероприятий;

организация защиты персонала и посетителей от поражающих факторов аварии, ЧС;

порядок обращения за дополнительной помощью, встречи и сопровождения к месту работ прибывающих сил;

выполнение мероприятий по сохранению материальных ценностей в период угрозы и возникновения ЧС;

управление мероприятиями по ликвидации аварии, ЧС, взаимодействие.

2.2. Приложение № 1. Календарный план действий при угрозе возникновения и возникновении ЧС - разрабатывается в табличном виде по прилагаемой форме.

В плане отражаются общие мероприятия для всех видов ЧС, как при угрозе, так и при возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам ЧС, также по разделам.

2.3. Приложение № 2. Схема оповещения (сбора) персонала объекта

Приложения подписываются ответственным за мероприятия ГОЧС объекта и утверждаются руководителем объекта.

Инструкция объекта разрабатывается в одном экземпляре.

Инструкция согласовывается:

объекта - с начальником отдела ГОЧС администрации района;

организации, арендующей помещения, производственные площади, - с начальником отдела ГОЧС администрации района и арендодателем или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.

Инструкция утверждается руководителем объекта или лицом, уполномоченным совершать от имени собственника действия, необходимые для управления имуществом.

ОБРАЗЕЦ

к п. 1.5

Силы районного (городского) звена:

№ п.п.

Наименование организации,

тел. дежурного

Всего

л/с/ техника

В том числе эшелонирование

Силы экстренного реагирования

л/с/техника

1 эшелон

(срок готовности к реагированию до 3 часов)

2 эшелон

резерв

(срок готовности до 0,5 часа)

1.

Охраны общественного порядка

Тел. 22-322, 02

36/9

6/2

14/4

16/3

6/2

2.

Медицинская

Тел. 22-366, 03

28/6

6/2

12/2

10/2

6/2

3.

Дорожного обеспечения

Тел. 22-450

14/8

0/0

4/4

10/4

0/0

4.

ООО Электросети

Тел. 22-309

19/7

4/1

6/2

9/4

4/1

И т.д.



up