Центр ГО,ЧС и ПБ НСО
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»

Оперативная обстановка

КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области с 15 по 21 мая 2015 года.

1.    Исходная обстановка

    1.1 Метеорологическая
За прошедшую неделю в период с 08 по 14 мая на территории Новосибирской области среднесуточная температура воздуха составила +11,+16ºС. Ночью температура воздуха колебалась от 1,+6ºС до +9,+14ºС, днем  от +12,+17ºС до +24,+29ºС.
    ЧС, связанных с опасными и неблагоприятными метеорологическими явлениями, не произошло.

1.2 Гидрологическая
ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, не произошло.
По состоянию на 14 мая уровни воды на реках области составили:
Река    Пункт
наблюдения    Критические
отметки
(см)    Уровень воды (см) над «0»
графика на 14.05.2015    Изменение уровня воды за сутки (+/-)    Состояние
реки
Обь    Новосибирск    500    508    -9    Чисто
Омь    Крещенка    1048    1018    -5    Чисто
Омь    Чумаково    1060    1052    +1    Чисто
Омь    Куйбышев    680    633    +11    Чисто
Тартас    Северное    750    689    -4    Чисто
Тартас    Венгерово    730    567    +6    Чисто
Тара    Верх-Тарка    820    718    -3    Чисто
Тара    Кыштовка    950    722    +5    Чисто
    На прошедшей неделе продолжался незначительный подъем уровня воды на р.Омь в районе н.п.Чумаково и г.Куйбышев и на р.Тара в районе н.п. Кыштовка. Достижения критических отметок и подтопления жилых домов не было.

    Функционирование ГЭС
В связи с повышенными сбросами воды из Новосибирского водохранилища (максимальные сбросы  составили 12 мая 6250м³/сек), уровень воды в р.Обь по новосибирскому гидропосту поднялся, превысив критический, до отметки 527см, что привело к  подтоплению 6237 садовых участков, расположенных в пойме р.Обь в Первомайском, Советском и Кировском районах г. Новосибирска, в Новосибирском и  Колыванском  районах Новосибирской области.
Уменьшение сбросов привело к снижению уровня воды в р.Обь 14 мая до отметки 508см. Остаются подтоплены 6237 садовых участков.
    По состоянию на 8:00 часов 14 мая средняя отметка воды в верхнем бьефе составляет 113,59м БС (Балтийской системы измерений). Сброс 6080м³/сек, приток 6250м³/сек.

    1.3 Лесопожарная обстановка
По результатам анализа погоды за прошедшую неделю (с 08 по 14 мая) в большинстве районов Новосибирской области сохранялась высокая пожароопасность 4-го класса горимости.
    Зарегистрировано 39 очагов природных пожаров  общей площадью 169,79га (вся лесная). Очаги ликвидированы. По состоянию на 14 мая, действующих очагов природных пожаров нет.
    С начала пожароопасного сезона зарегистрировано 136 очагов природных пожаров общей площадью 858,6га (лесная 846,8га).

1.4 Радиационная и химическая
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Объ, Кольцово не зарегистрировано. Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма – фону.

1.5 Экологическая
За истекшую неделю экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории НСО не отмечалось.

1.6 Эпидемическая
    Стабильная. С начала эпидемического сезона клещевого энцефалита (по состоянию на 14 мая) в медицинские учреждения обратились 2345 человек по поводу укусов клещами. Диагноз  «клещевой энцефалит» и «боррелиоз» ни у кого не подтвердился.
    Проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение массового распространения клещевого энцефалита среди населения: создан запас иммуноглобулина, провакцинировано 184922 человека, проведена акарицидная обработка лесопарковых зон, детских оздоровительных лагерей отдыха на площади 646,9га (подлежит обработке 7830га).

    1.7 Эпизоотическая
    Стабильная.

    1.8 Пожарная
    За период 08 по 14 мая 2015 года на территории Новосибирской области произошло 44 бытовых пожара (в жилом секторе – 30), в результате которых        3 человека погибло и 5 человек травмировано.
    В 2014 году за аналогичный период было зарегистрировано 80 пожаров, погибло 8 человек.

    1.9 Обстановка на объектах энергетики
Энергосистема Новосибирской области работает в штатном режиме.

    1.10 Обстановка на объектах ЖКХ
В муниципальных районах и городских округах Новосибирской области все объекты ЖКХ функционируют в повседневном режиме. Возникающие дефекты устраняются в течение суток и носят локальный характер. Отопительный сезон  завершен. Проводятся весенние испытания тепловых сетей на плотность и прочность.
    
    1.11 Обстановка на дорогах
    За период с 08 по 14 мая на дорогах области произошло 13 ДТП, в результате которых 1 человек погиб и 15 человек травмировано.
    
    1.12 Обеспечение безопасности на водных объектах
    Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме.
    За период с 08 по 14 апреля на водных объектах области зарегистрировано     1 происшествие – утонул 1 человек.
    
    1.13 Анализ сейсмической обстановки
    На территории Новосибирской области сейсмических событий не произошло.



Прогноз

2.1 Природные источники ЧС
    Увеличивается риск возникновения очагов природных пожаров (источник возможных ЧС – высокий и чрезвычайно высокий классы пожарной опасности).
    
    Геомагнитный прогноз
    15 и 16 мая магнитное поле Земли ожидается неустойчивое. Нарушения КВ-связи возможны в отдельные часы суток. Состояние озонового слоя выше нормы. Солнечная активность ожидается низкая.

    Прогноз гидрологической обстановки    
    В ближайшие двое – трое суток продолжится незначительный подъем уровня воды с дальнейшей стабилизацией и снижением уровня на р.Омь в районе г.Куйбышев и на р.Тара н.п. Кыштовка. Достижение критических отметок и подтопление жилых домов маловероятно.
      В ближайшие сутки – двое ожидается незначительное уменьшение числа подтопленных садовых участков, расположенных в пойме р.Обь в черте
г. Новосибирска, в Новосибирском и  Колыванском  районах Новосибирской области.
Дальнейший порядок сбросов из Новосибирского водохранилища будет определяться пентадным прогнозом ФГБУ «Западно Сибирское УГМС».
    На предстоящей неделе ожидается прохождение второй волны паводка.
    
    Лесопожарный прогноз
    Увеличивается риск возникновения очагов природных пожаров.  13 мая всем заинтересованным структурам было направлено экстренное предупреждение о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций в период с 14 по 17 мая, обусловленных высоким классом пожарной опасности в большинстве районов и чрезвычайно высоким классом пожарной опасности в Баганском и Искитимском районах.
На территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.
    В выходные ожидается массовый выезд населения за город и на дачные участки, в связи с чем возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях,  прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим и в районах садово – дачных обществ.
    Основными причинами возникновения природных пожаров могут послужить нарушение населением правил пожарной безопасности при нахождении в лесных массивах и при сжигании сухой травы и мусора на приусадебных и дачных участках.    

    2.2 Техногенные источники ЧС
    
    Прогноз пожарной обстановки
    Сохраняется вероятность возникновения  пожаров, особенно в районах сельской местности и в частном жилом секторе.
    Причинами возгорания могут стать неосторожное  обращение населения с огнем, в том числе при курении и сжигании сухой травы и мусора на дачных и приусадебных участках, нарушение правил устройства и эксплуатации  электрооборудования, правил монтажа и эксплуатации электропроводки.

Прогноз обстановки на дорогах
На дорогах города и области существенного изменения дорожно-транспортной обстановки  не прогнозируется.    
    Наибольшее количество ДТП, связанных с увеличением количества автотранспорта, велосипедистов и мотоциклистов на дорогах, ухудшением дорожного покрытия, утратой водителями опыта вождения за зимний период, произойдет на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями - на потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
-М-51 – с 1421,7км по 1423,5км (Коченевский район, протяженность 1,8км, транспортная развязка),
-М-51 – с 1143 км по  1145 км (Барабинский район, протяженность 2км, транспортная развязка),
-М-51 – с 1281км  1282км (Каргатский район, сложный перекресток с разными углами пересечения с второстепенной дорогой),
-М-52 – с 28,99км по 33,05км (г.Новосибирск, протяженность 4,06км, Высокая интенсивность движения, превышающая расчетную в 4 раза),
-М-52 – с 38,923км по 39,455км  (г.Новосибирск, протяженность 0,532км, извилистый участок с малыми радиусами).
-М-52 – с 71,194км по 77,193км (Искитимский район, протяженность 5,999км, крутые спуски и подъёмы, извилистый участок с малыми радиусами, многократное изменение рядности движения),
-М-52 – с 96,518км по 97,860км (Черепановский район, протяженность 1,342км, крутые спуски и подъёмы),
-М-53 – с 34,500км по 36,900км (Мошковский район, протяженность 2,4км,  извилистый участок с малыми радиусами, крутые спуски и подъемы),
    -М-53 – с 105,930км по 107,650км (Болотнинский район, протяженность 1,72км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
- К-19р - с 94 по107км  Тогучинского района,
- К-19р - с 27 по 35км  Новосибирского района,
    - К-17р - с 80 по 105км Ордынского района.
Преобладающими видами ДТП будут столкновение, наезд на пешеходов, опрокидывание и наезд на препятствие.
Общее количество ДТП ожидается в пределах среднестатистических данных для данного периода времени.

Обстановка на объектах энергетики
Возникновение аварий, способных привести к ЧС выше муниципального характера, маловероятно.

Обстановка на объектах ЖКХ
С 18 мая будут проводиться испытания тепловых сетей на плотность и прочность от ТЭЦ-5.
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах ЖКХ маловероятно, однако в связи с проведением испытаний  и плановых ремонтных работ не исключены перебои в работе коммунальных систем жизнеобеспечения населения, с наибольшей вероятностью в городах Новосибирск, Бердск, Искитим, в Искитимском, Карасукском, Коченевском, Куйбышевском, Тогучинском, Черепановском и Новосибирском районах.



2.3 Источники ЧС биолого-социального характера

Эпидемические ЧС
ЧС не прогнозируются. В связи с наступлением весенне – летнего периода, возможны единичные случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Наиболее неблагополучными по клещевому энцефалиту являются 19 районов области (Болотнинский, Венгеровский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Черепановский, Краснозерский, Усть-Таркский, Барабинский, Каргатский и Чулымский) и 3 города (Бердск, Новосибирск, Обь).

Эпизоотические ЧС
ЧС не прогнозируются. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.

2.4 Обеспечение безопасности на водных объектах
Не исключены отдельные случаи гибели людей, связанные с  несоблюдением общепринятых правил поведения и чрезмерного употребления алкогольных напитков на водоемах,  нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами, оставлением детей без присмотра вблизи водоемов.

Рекомендованные превентивные мероприятия
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Проводить комплекс мероприятий, направленных на  снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах, школах и т.д.) противопожарной пропаганды.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна.
    4. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования. Держать на контроле их бесперебойное обеспечение теплом и электроснабжением.
    5. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально-неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
    6. Провести инструктажи с директорами школ, классными руководителями, преподавателями - организаторами основ безопасности жизнедеятельности по вопросам обеспечения безопасности детей при возникновении пожаров и связанных с ними чрезвычайных ситуаций. Распространять среди преподавателей, обучающихся и родителей памятки, листовки, буклеты по пожарной безопасности.
    7. Провести с гражданами, имеющими детей,  разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
    8. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
9. Обеспечить пожарную безопасность на объектах сельскохозяйственного производства и  на объектах животноводства.
    10. Вести контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ, систем электроснабжения с целью недопущения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системе жизнеобеспечения населения.
    11. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения,  уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
12. Продолжить работу по выполнению мероприятий  в соответствии с распоряжением губернатора Новосибирской области № 25-р от 24 февраля 2015г. «О мероприятиях по организации пропуска паводковых вод на территории Новосибирской области в 2015году»:
     - для Куйбышевского и Кыштовского районов при необходимости дополнительно провести инструктаж состава сил и средств, привлекаемых для выполнения противопаводковых мероприятий и проведения аварийно-восстановительных работ, в случае угрозы подтопления провести оповещение и уточнить порядок сбора и эвакуации населения, проверить организацию связи и порядок управления, провести в готовность технику, предназначенную для работы в условиях паводка, в том числе плавающих средств, обеспечить оповещение населения и организаций о чрезвычайных ситуациях с использованием радио, телевидения, средств звуковой сигнализации, подвижных средств оповещения, подворного обхода;
- иметь в ЕДДС график дежурства руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в период паводка;
- осуществлять работу постов наблюдения за развитием паводковой обстановки (при необходимости круглосуточно), проверить систему оповещения членов комиссий по чрезвычайным ситуациям;
- обеспечить контроль за проведением мероприятий по защите источников питьевой воды от загрязнения, соблюдением технологического режима обеззараживания питьевой воды, подаваемой населению и ее качеством, а также за устойчивым снабжением населения качественной питьевой водой, в том числе на территориях садовых и дачных участков;
- обеспечить контроль за наличием в необходимых объемах запасов материально-технических средств, топлива для котельных, инертных материалов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и первоочередного жизнеобеспечения населения в населенных пунктах, подверженных подтоплению;
- проводить обследование дорог, мостов, дюкеров, шлюзов, закрытых водоемов, шламоотстойников, водопропускных труб, принять меры по их очистке, ремонту и дополнительному укреплению, меры, обеспечивающие безаварийный пропуск паводковых вод через искусственные дорожные сооружения на автомобильных дорогах местного значения, произвести проверку и очистку дренажных систем;
- при необходимости провести комплекс инженерных мероприятий по укреплению водозащитных дамб в наиболее опасных местах с ликвидацией искусственных водозащитных сооружений, препятствующих пропуску паводковых вод;
- провести комплекс мероприятий по подготовке населения к экстренной эвакуации в безопасные районы, установить и довести до сведения населения сигналы об экстренной эвакуации и порядок действий по ним;
- обеспечить готовность пунктов размещения отселяемого населения и вывоза материальных ценностей с затопляемых территорий;
- организовать места возможной посадки вертолетов и порядок их обозначения, подготовить к ним подъездные пути;
- обеспечить надзор за санитарной очисткой мест в населённых пунктах, расположенных в водоохранных зонах открытых водоёмов, требовать от организаций жилищно-коммунального хозяйства проведение дезинфекции выгребных ям, помойниц и дворовых уборных на не канализованных территориях в предполагаемых зонах затопления, своевременного вывоза твердых бытовых отходов и очистку канализационных выгребов;
- обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации, складывающиеся в результате неблагоприятной паводковой обстановки в целях создания условий для нормального функционирования транспортного сообщения;
- продолжить информирование владельцев садоводческих обществ о складывающейся обстановке по подтоплению дачных участков и принятии необходимых мер по  обеспечении безопасности населения.
13. Продолжать работу по выполнению мероприятий  в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области № 41 от 20 марта 2015г.    «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории
Новосибирской области в 2015 году»:
- обеспечить выполнение мероприятий по защите населенных пунктов и объектов, расположенных в лесном фонде и на прилегающих к нему территориях, от лесных пожаров;
    -  иметь договоры на привлечение дополнительной техники для тушения лесных пожаров;
    - иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров;
    - поддерживать в готовности достаточное количество сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами;
- организовать проведение сходов населения с целью проведения разъяснительной работы по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведения информации об особом противопожарном режиме, по запрещению сжигания мусора и сухой травы;
- с помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров;
- активизировать работу среди населения и руководителей предприятий и учреждений по страхованию ими имущества от лесных пожаров, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования;
- привлекать население к проведению мероприятий по защите населенных пунктов от лесных пожаров;
- при необходимости провести опашку населенных пунктов и санкционированных свалок твердых бытовых отходов;
- создать условия для забора воды пожарной техникой из источников водоснабжения и обустройство в соответствии с требованиями пожарной безопасности подъездов к ним, а также пирсов на открытых водоемах для установки на них пожарных автомобилей;
- обеспечить взаимодействие территориальных органов внутренних дел с лесничествами и лесопользователями в целях выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности на территориях, прилегающих к лесному фонду;
- организовать совместно с участковыми, инспекторами территориальных отделов надзорной деятельности патрулирование территорий с целью раннего обнаружения пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности;
- иметь добровольные пожарные дружины для тушения лесных пожаров и обеспечить их необходимым снаряжением;
- усилить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях;
- запретить работы, связанные с применением открытого огня в лесных массивах и на прилегающих к ним территориях, разведение костров и выжигание травы и стерни на эксплуатируемой территории руководителям организаций, собственникам, лицам, уполномоченным пользоваться и распоряжаться землями;
- установить жесткий контроль за сельхозорганизациями в целях недопущения проведения палов, сжигания пожнивных остатков, прошлогоднего сена и т.д.;
- силами оперативных групп комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления обеспечить ежедневное патрулирование населенных пунктов, расположенных вблизи и в лесных массивах на предмет соблюдения правил пожарной безопасности;
- оказывать содействие отделам лесных отношений и лицам, использующим леса, в реализации основного плана мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории Новосибирской области в 2014 году, уделить особое внимание вопросам взаимодействия и привлечения дополнительных сил и средств для тушения лесных пожаров;
- ограничить въезд автотранспорта в лесные массивы;
- уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров;
- обеспечить наличие минерализованных полос вокруг населенных пунктов, попадающих в зону лесных и трансграничных пожаров;
- в случае изменения обстановки на всей территории области, либо в отдельных районах, своевременно принимать решение о вводе особого противопожарного режима;
    - в случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток).
    14. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести  контроль за соблюдением мер безопасности и правил поведения людей на водных объектах. Проводить разъяснительную работу и информировать население о правилах поведения  на водных объектах, проводить занятия в школьных учреждениях по мерам безопасности и правилам поведения при нахождении на водоёмах.
    Организовать взаимодействие инспекторского состава Центра ГИМС с подразделениями ГИБДД  для совместного патрулирования на стационарных и подвижных постах с целью проверки транспортировки маломерных судов к водным объектам.
    По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены  218-74-60 (круглосуточно).
    15. Во взаимодействии с ГИБДД вести контроль за безопасностью дорожного движения. Проводить в учебных заведениях занятия по соблюдению детьми правил дорожного движения.
    16. В связи с началом грозового периода, проверить молниеприемники на техническую исправность, произвести замер сопротивления заземлительного контура, а также готовность молниезащиты в грозоопасный сезон.
    17. Продолжить контроль за проверкой   надежности крепления наружных рекламных щитов и других массивных конструкций, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровли крыш зданий административного и социального назначения.
    18. При угрозе возникновения ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера информировать оперативную дежурную смену ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области по телефонам  231-07-32, 223-47-14, 217-68-06 и дежурную смену аварийно – спасательной службы Новосибирской области по телефону   266-15-57 для задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
    19. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Новосибирской области  по телефону  217-68-06.
    20. Для работы с населением действует «телефон доверия» ГУ МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.

Возврат к списку