Оперативная обстановка

КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области с 30 сентября по 06 октября 2016 года.

1.    Исходная обстановка

    1.1 Метеорологическая
За прошедшую неделю в период с 23 по 29 сентября на территории Новосибирской области среднесуточная температура воздуха составила +6,+11ºС. Ночью температура воздуха колебалась от +5,+10ºС до -2,-7ºС, днем преобладала +13,+18ºС.
ЧС, связанных с опасными и неблагоприятными метеорологическими явлениями, не произошло.

1.2 Гидрологическая
ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, не произошло.     Функционирование ГЭС
Новосибирская ГЭС работает в штатном режиме. По состоянию на 8:00 часов 29 сентября средний уровень воды в Новосибирском водохранилище составляет 113,06м (Балтийской системы измерений), сброс 1220м³/сек, приток 1060м³/сек. Уровень воды в реке Обь находится на отметке 17см.



    1.3 Лесопожарная обстановка
По результатам анализа погоды за прошедшую неделю (с 23 по 29 сентября) на территории Новосибирской области устанавливалась пожароопасность 3-го,  местами 2-го, в Убинском, Каргатском, Ордынском, Чистоозерном и Усть-Таркском районах – высокая пожароопасность 4-го класса, в Баганском Карасукском, Краснозерском, Кочковском. Здвинском и Доволенском районах – чрезвычайно высокая пожароопасность 5-го класса горимости. Всем заинтересованным структурам было направлено экстренное предупреждение о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных чрезвычайно высоким классом пожарной опасности. ЧС не произошло.
    За прошедшую неделю очагов природных пожаров не зарегистрировано. По состоянию на 29 сентября, действующих очагов природных пожаров нет.
    С начала пожароопасного сезона зарегистрировано 139 очагов природных пожаров на общей площади 697,19га (лесная 680,42га).

1.4 Радиационная и химическая
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Объ, Кольцово не зарегистрировано. Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма – фону.

1.5 Экологическая
Стабильная. Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории НСО не отмечалось.

1.6 Эпидемическая
Стабильная. С начала эпидемического сезона клещевого энцефалита (по состоянию на 29 сентября) в медицинские учреждения обратились 16548 человек по поводу укусов клещами. Диагноз  «клещевой энцефалит» подтвердился у 113 человек, «клещевой боррелиоз» - у 191 человек, 5 человек умерло. Проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение массового распространения клещевого энцефалита среди населения: создан запас иммуноглобулина, провакцинировано 157116 человек, проведена акарицидная обработка лесопарковых зон, детских оздоровительных лагерей отдыха на площади 8457,2га (подлежит обработке 7853га).

    1.7 Эпизоотическая
    Стабильная.
    
    1.8 Эпифитотическая
    Стабильная. Сохраняются опасные вредители сельскохозяйственных культур:
    - «саранчовые» в стадии личинки на общей площади 57756га и в стадии имаго на общей площади 18080га в Краснозерском, Карасукском, Баганском, Купинском, Чистоозерном, Кочковском, Доволенском, Татарском, Усть-Таркском,   Венгеровском, Кыштовском, Северном, Куйбышевском, Барабинском, Здвинском, Убинском, Каргатском,  Чулымском, Колыванском, Маслянинском, Тогучинском районах, эпидемический порог не превышен.
    Сохраняется особо опасный вредитель леса «непарный шелкопряд» в                8 районах (Барабинский, Доволенский, Краснозерский, Куйбышевский, Ордынский, Сузунский, Татарский, Чановский) на общей площади 25559га, «шелкопряд монашенка» в 2 районах (Ордынский, Сузунский) на общей площади 779,3га, сибирский шелкопряд в Колыванском районе на общей площади 440,2га  и лубоед еловый большой в Чановском районе на общей площади 6,9га. Эпидемический порог не превышен. Обработано пестицидами 100% запланированных площадей.
    
    1.9 Пожарная
    За период с 23 по 29 сентября на территории Новосибирской области произошло 53 бытовых пожара (в жилом секторе – 36), в результате которых             1 человек погиб и 2 человека травмировано.
    В 2015 году за аналогичный период был зарегистрирован 51 пожар,               погибло 4 человека.

    1.10 Обстановка на объектах энергетики
    Энергосистема Новосибирской области работает в штатном режиме.
    
    1.11 Обстановка на объектах ЖКХ
В большинстве городских округов и муниципальных районов новый отопительный сезон начат (г.Новосибирск - 21.09.16 г., муниципальные районы – с 16.09.16г.). Продолжаются работы по развертыванию систем теплоснабжения, подключению жилого фонда, социальных и промышленных объектов.
Продолжается работа с инспекторами Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по получению паспортов готовности муниципальных образований Новосибирской области к работе в осенне-зимний период 2016/2017г.г.
Оперативно-дежурной сменой ЦУКС Главного управления МЧС России по Новосибирской области осуществляется ежедневный контроль за подключением к системе теплоснабжения объектов социального значения на территории области (школы, детские сады, больницы, объекты с круглосуточным пребыванием людей).
    
    1.12 Обстановка на дорогах
    За период с 23 по 29 сентября на дорогах области зарегистрировано 29 ДТП, в результате которых 5 человек погибло и 28 человек травмировано.

1.13 Обстановка на железнодорожном транспорте
За период 23 по 29 сентября на территории области на железнодорожном транспорте происшествий не зарегистрировано.    
    
    1.14 Обеспечение безопасности на водных объектах
    Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме.
    С начала месяца на водных объектах области зарегистрировано                         4 происшествия, 1 человек погиб и 3 человека спасено.

    1.15 Анализ сейсмической обстановки
    На территории Новосибирской области сейсмических событий не произошло.
2. Прогноз

2.1 Природные источники ЧС
Сохраняется риск возникновения очагов природных пожаров (источник возможных ЧС – чрезвычайно высокий класс пожарной опасности).
    
    2.1.2 Геомагнитный прогноз
    30 сентября магнитное поле Земли ожидается слабо возмущенное, 01 октября неустойчивое Нарушения КВ-связи возможны в отдельные часы суток.  Состояние озонового слоя в норме. Солнечная активность ожидается очень низкая.



    2.1.3 Прогноз гидрологической обстановки
    На предстоящей неделе существенного изменения гидрологической обстановки не прогнозируется.
    Дальнейший порядок сбросов из Новосибирского водохранилища будет осуществляться в соответствии с пентадным и декадным прогнозами ФГБУ «Западно Сибирское УГМС».
    
    2.1.4 Лесопожарный прогноз
На территории Новосибирской области ожидается пожароопасность преимущественно 4-го, местами по югу 5-го класса горимости.
    Сохраняется риск возникновения очагов природных пожаров. Причиной их возникновения может послужить нарушение населением правил пожарной безопасности при нахождении в лесных массивах, в том числе во время сбора грибов, при проведении сельскохозяйственных работ, связанных с уборкой урожая.
    В выходные дни ожидается массовый выезд населения за город и на дачные участки, в связи с чем возрастет вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях,  прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим и в районах садово – дачных обществ.
    На территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.

    2.1.5 Прогноз экологической обстановки
Экстремально высокого и аварийного загрязнения окружающей среды на предстоящий период на территории НСО не прогнозируется.

    2.2 Техногенные источники ЧС
    
    2.2.1 Прогноз пожарной обстановки
    Сохраняется вероятность возникновения  пожаров, особенно в районах сельской местности, в частном жилом секторе и садово-дачных обществах.
    Причинами возгорания могут стать неосторожное  обращение населения с огнем, в том числе при курении в состоянии алкогольного опьянения и при разжигании костров, нарушение правил монтажа и эксплуатации электропроводки, нарушение правил устройства и эксплуатации  электрооборудования и печного отопления, сжигание пожнивных остатков  и мусора на приусадебных и дачных участках.

2.2.2    Прогноз обстановки на дорогах
    На дорогах города и области существенного изменения дорожно-транспортной обстановки  не прогнозируется.
Возможно возникновение ДТП с наибольшей вероятностью на межмуниципальных дорогах области, на дачных направлениях, на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями - на автодорогах вне населенных пунктов, потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
-М-51 (Р-254 «Иртыш») – с 1352,215 км по  1352,355км (Чулымский район, протяженность 0,140км, сложный перекресток с разными углами пересечения с второстепенной дорогой),
-М-51 (Р-254 «Иртыш») – с 1137,28км по 1137,28км (Барабинский район, протяженность 0,300км, перекресток под углом 30 град.),  
-М-51 (Р-254 «Иртыш») – с 1412км по 1428 км (Коченевский район, протяженность 16км),
-М-51 (Р-254 «Иртыш») – с 1036,745км по 1036,970км (Чановский район, протяженность 0,225км, перекресток под углом 30 град.),
- М-51 (Р-254 «Иртыш») – с 1053,023км  по  1053,173км (Чановский район, протяженность 0,150км,  сложный перекресток, на второстепенной дороге число полос больше, чем на основной),  
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 28,99км по 33,05км (г.Новосибирск, протяженность 4,06км, высокая интенсивность движения, превышающая расчетную в 4 раза),
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 38,923км по 39,455км  (г.Новосибирск, протяженность 0,532км, извилистый участок с малыми радиусами).
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 40,65км по 51,452км (Искитимский район, протяженность 10,802км, крутые спуски и подъёмы, многократное изменение рядности движения),
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 81,998км по 82,336км (Искитимский район, протяженность 0,338км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») - с 117,510км   по 117,71км (Черепановский район, протяженность 0,2км, извилистый участок с малыми радиусами),  
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 105,430км по 105,558км (Черепановский район, протяженность 0,128км, крутые спуски и подъёмы),
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 96,518км по 97,860км (Черепановский район, протяженность 1,342км, крутые спуски и подъёмы),
- М52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 119,771км по 119,926км, (Черепановский район, протяженность 0,155км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-53 (Р-255 «Сибирь») – с 38,550км по 39,800км (Мошковский район, протяженность 1,25км,  извилистый участок с малыми радиусами),
-М-53 (Р-255 «Сибирь») – с 34,500км по 36,900км (Мошковский район, протяженность 2,4км,  извилистый участок с малыми радиусами, крутые спуски и подъемы),
-М-53 (Р-255 «Сибирь») – с 90,057км по 91,65км (Мошковский район, протяженность 1,593км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
-М-53 (Р-255 «Сибирь») – с 58,600км по 59,400км (Мошковский район, протяженность 0,8км - крутые спуски и подъемы),
-М-53 (Р-255 «Сибирь») – с 105,930км по 107,650км (Болотнинский район, протяженность 1,72км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
- Северный обход (Р-254 «Иртыш») – с 47км по 53км (Новосибирский район, аварийно опасный участок),
- К-19р - с 44 по 46км  Тогучинского района,
- К-17р - с 41 по 44км Новосибирского района,
- К-19р - с 13 по 14км  Новосибирского района,
- К-17р – с 80 по 105км Ордынского района,
- К-12 – с 16 по 25км  Колыванского района.
Преобладающими видами ДТП будут столкновение, наезд на пешеходов и наезд на препятствие.
Общее количество ДТП ожидается в пределах среднестатистических данных для данного периода времени.

    2.2.3 Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение происшествий на железнодорожном транспорте маловероятно.
    
2.2.4    Обстановка на объектах энергетики
Возникновение аварий, способных привести к ЧС выше локального характера, маловероятно.

2.2.5 Обстановка на объектах ЖКХ
    Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах ЖКХ маловероятно, однако в связи с началом нового отопительного сезона не исключены перебои в работе коммунальных систем жизнеобеспечения населения, с наибольшей вероятностью в городах Новосибирск, Бердск, Искитим, в Искитимском, Карасукском, Коченевском, Куйбышевском, Тогучинском, Черепановском и Новосибирском районах.
    
2.3 Источники ЧС биолого-социального характера

2.3.1 Эпидемические ЧС  
ЧС не прогнозируются.
В связи с наступлением осенне - зимнего периода, возможен рост заболеваемости населения ОРВИ.
    Возможны единичные случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Наиболее неблагополучными по клещевому энцефалиту являются 19 районов области (Болотнинский, Венгеровский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Черепановский, Краснозерский, Усть-Таркский, Барабинский, Каргатский и Чулымский) и 3 города (Бердск, Новосибирск, Обь).

2.3.2 Эпизоотические ЧС
    ЧС не прогнозируются. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.  


2.3.3 Эпифитотические ЧС
ЧС не прогнозируются.

2.4Обеспечение безопасности на водных объектах
    Не исключены отдельные несчастные случаи на водных объектах, обусловленные  несоблюдением общепринятых правил поведения и чрезмерного употребления алкогольных напитков на водоемах,  нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами,  оставлением детей без присмотра вблизи водоемов.

     Рекомендованные превентивные мероприятия
    1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Проводить комплекс мероприятий, направленных на  снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах, школах и т.д.) противопожарной пропаганды.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна.
    4. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования.
    5. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально-неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
    6. Провести с гражданами, имеющими детей,  разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
    7. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
    8. Усилить контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ, систем электроснабжения с целью недопущения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, связанных с началом отопительного сезона. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системе жизнеобеспечения населения, быть готовыми к  принятию экстренных мер в случае возникновения аварий.
9. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения,  уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
10. Продолжить работу по выполнению мероприятий  в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области № 70 от 23 марта 2016г.    «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2016 году» и постановлением правительства Новосибирской области № 272-п от 12.09.2016г. «Об установлении особого противопожарного режима на территории Новосибирской области»:
- установить особый противопожарный режим на территории Новосибирской области с 12.09.2016 по 01.10.2016.
  - продолжить выполнение мероприятий по защите населенных пунктов и объектов, расположенных в лесном фонде и на прилегающих к нему территориях, от лесных пожаров;
- при необходимости провести опашку населенных пунктов и санкционированных свалок твердых бытовых отходов;
- предусмотреть привлечение техники для создания дополнительных минерализованных полос в случае возникновения непосредственной угрозы перехода лесных и ландшафтных пожаров на населенные пункты, определить порядок ее привлечения в максимально короткое время;
- иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров;
- поддерживать в готовности достаточное количество сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами;
- проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, по обучению населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведению информации об особом противопожарном режиме, по запрещению разведения костров в период сухой, жаркой и ветреной погоды и в период противопожарного режима.
- с помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров;
- проводить работу среди населения и руководителей предприятий и учреждений по страхованию ими имущества от лесных пожаров, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования;
- привлекать население к проведению мероприятий по защите населенных пунктов от лесных пожаров;
- создать условия для забора воды пожарной техникой из источников водоснабжения и обустройство в соответствии с требованиями пожарной безопасности подъездов к ним, а также пирсов на открытых водоемах для установки на них пожарных автомобилей;
- обеспечить взаимодействие территориальных органов внутренних дел с лесничествами и лесопользователями в целях выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности на территориях, прилегающих к лесному фонду;
- организовать совместно с участковыми, инспекторами территориальных отделов надзорной деятельности патрулирование территорий с целью раннего обнаружения пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности;
- иметь добровольные пожарные дружины для тушения лесных пожаров и обеспечить их необходимым снаряжением;
- продолжить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях;
- запретить работы связанные с применением открытого огня, разведение костров в лесных массивах и на прилегающих к ним территориях,
- ограничить въезд автотранспорта в лесные массивы, особенно в период действия особого противопожарного режима;
- силами оперативных групп комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления обеспечить ежедневное патрулирование населенных пунктов, расположенных вблизи и в лесных массивах на предмет соблюдения правил пожарной безопасности;
- уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров;
- в случае изменения обстановки на всей территории области, либо в отдельных районах, своевременно принимать решение о вводе особого противопожарного режима;
- в случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток).
11. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести постоянный контроль за соблюдением правил поведения на водных объектах, за соблюдением правил эксплуатации плавательных средств.
Проводить разъяснительную работу с населением, занятия в школьных учреждениях по мерам безопасности и правилам поведения на водных объектах в осенне -  зимний период. Организовать взаимодействие инспекторского состава Центра ГИМС с подразделениями ГИБДД  для совместного патрулирования на стационарных и подвижных постах с целью проверки транспортировки маломерных судов на базы-стоянки.
По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены  218-74-60 (круглосуточно).
12. Провести комплекс профилактических мероприятий, вести разъяснительную работу с населением по предупреждению массового заболевания населения ОРВИ.
13. Организовать своевременное оповещение населения, руководителей и ответственных лиц учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты всех форм собственности, а также других структур на подведомственной территории, работающих в сфере организации отдыха и туризма населения.
    14. Во взаимодействии с ГИБДД вести постоянный контроль за безопасностью дорожного движения.
    15. Продолжить контроль за проверкой надежности крепления наружных рекламных щитов и других массивных конструкций, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровли крыш зданий административного и социального назначения.
    16. При необходимости выполнить опиловку больших крон, старых ветвей и гнилых деревьев, находящихся вблизи линий электропередач и сооружений.
17. При угрозе возникновения ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера информировать оперативную дежурную смену ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области по телефонам  231-07-32, 223-47-14, 217-68-06 и дежурную смену аварийно – спасательной службы Новосибирской области по телефону   218-22-32 для задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
    18. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Новосибирской области  по телефону  217-68-06.
    19. Для работы с населением действует «телефон доверия» ГУ МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.