Оперативная обстановка

КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области с 17 по 23 апреля 2015 года.

1.    Исходная обстановка

    1.1 Метеорологическая
За прошедшую неделю в период с 10 по 16 апреля на территории Новосибирской области среднесуточная температура воздуха составила +2,+7ºС. Ночью температура воздуха колебалась от -1,-6ºС до +3,+8ºС, днем  от +5,+10ºС до   +12,+17ºС.
ЧС, связанных с опасными и неблагоприятными метеорологическими явлениями, не произошло.

1.2 Гидрологическая
ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, не произошло.
    Происшествие на контроле
    В результате прорыва 13 апреля вследствие интенсивного снеготаяния одной из шандор у дамбы, расположенной в близи  н.п. 8 Марта Новосибирского района, остаются подтопленными в Новосибирском районе и г.Новосибирск 240 дачных участков в 6 садовых обществах,  расположенные в пойме р. Тула. Вода идет на убыль.
Проводился мониторинг паводковой обстановки на р.Иня на территории Новосибирского, Тогучинского и Мошковского, Искитимского районов, на р.Карасук на территории Кочковского, Краснозерского, Карасукского районов.
15 апреля проводилась авиаразведка ледовой обстановки  на реках Карасук и Иня.
    Проведены взрывные работы по дроблению льда на реке Бердь в районе г.Искитим, н.п. Мотково Мошковского района,  на реке Карасук вблизи н.п.Решеты, н.п.Черновка  Кочковского района, н.п. Мохнатый Лог Краснозерского района.
    В результате превышения критической отметки уровня воды на р.Карасук произошло подтопление 135 приусадебных участков, 69 жилых домов в Кочковском районе:
- н.п.Кочки -  13 приусадебных участков, 9 жилых домов;
- н.п.Красная Сибирь -  33 приусадебных участков, 17 жилых домов;
- н.п.Решеты -  72 приусадебных участка, 27 жилых домов;
- н.п.Черновка -  17 приусадебных участков, 16 жилых домов.
    По состоянию на 16 апреля уровень воды в р.Карасук снижается. Вода с  подтопленных участков ушла, повышение уровня воды не прогнозируется.
Ситуация снята с контроля.
    На реках Бердь. Карасук, Иня ледоход завершился. Продолжается процесс вскрытия рек Тара, Тартас, Бакса.
По состоянию на 16 апреля уровни воды на реках области составили:
Река    Пункт
наблюдения    Критические
отметки
(см)    Уровень воды (см) над «0»
графика на 16.04.2015    Изменение уровня воды за сутки (+/-)    Состояние
реки
Обь    Новосибирск    500    128    +24    Ледоход
Бердь    Маслянино    520    254    -13    Ледоход
Бердь    Ст. Искитим    480    248    +13    Ледоход
Иня    Кусмень    760    487    -27    Чисто
Иня    Тогучин    1005    894    +14    Чисто
Иня    Кайлы    700    567    +69    Чисто
Иня    Берёзовка    640    496    +44    Подвижка льда, разводья
Бакса    Пихтовка    659    305    +21    Трещины в ледяном покрове
Омь    Крещенка    1048    557    +83    Разводья, забереги
Омь    Чумаково    1060    568    +73    Разводья, подвижка льда
Омь    Куйбышев    680    178    +78    Ледоход
Тартас    Северное    750    44    +11    Забереги остаточные
Тартас    Венгерово    730    165    +28    Закраины, лед подняло
Тара    Верх-Тарка    820    80    +7    Ледостав с промоинами
Тара    Кыштовка    950    104    +12    Вода на льду
Майзас    Верх-Майзас    775    184    +8    Ледоход
Каргат    Гавриловка    480    402    +14    Подвижка льда
Карасук    Черновка    986    1000    -21    Ледоход
    


        
    Функционирование ГЭС
    Новосибирская ГЭС работает в штатном режиме. Идет плановая подготовка чаши водохранилища для приёма паводковых вод.
     По состоянию на 8:00 часов 16 апреля средняя отметка воды в верхнем бьефе составляет 108,96м БС (Балтийской системы измерений), в нижнем бьефе 94,27м БС. Сброс  1710м³/сек,  приток 1850м³/сек.  Уровень воды в реке Обь  находится на отметке 128см.
    В целях подготовки чащи Новосибирского водохранилища до расчетных параметров ФАВД «Верхне-Обским Бассейновым водным управлением принято решение об увеличении ОАО «РусГидро» - «Новосибирская ГЭС» сбросов в нижний бьеф 16 апреля  до 1900 + 50м3/с, 17 апреля до 2100 + 50м3/с, 18 апреля до 2300 + 50м3/с.

    1.3 Лесопожарная обстановка
    Стабильная. Проводятся организационно-подготовительные мероприятия по подготовке к пожароопасному сезону.

1.4 Радиационная и химическая
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Объ, Кольцово не зарегистрировано. Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма – фону.

1.5 Экологическая
За истекшую неделю экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории НСО не отмечалось.

1.6 Эпидемическая
    Стабильная.

    1.7 Эпизоотическая
    Стабильная.

    1.8 Пожарная
    За период 10 по 16 апреля 2015 года на территории Новосибирской области произошло 37 бытовых пожаров (в жилом секторе – 23), в результате которых        4 человека погибло и 1 человек травмирован.
    В 2014 году за аналогичный период было зарегистрировано 60 пожаров, погибло  6 человек.

    1.9 Обстановка на объектах энергетики
Энергосистема Новосибирской области работает в штатном режиме.

    1.10 Обстановка на объектах ЖКХ
    В муниципальных районах и городских округах Новосибирской области новый отопительный сезон  проходит в штатном режиме, без крупных аварий и нарушений систем жизнеобеспечения. Возникающие дефекты устраняются в течение суток и носят локальный характер. Продолжается поставка топлива согласно графиков.
    
    1.11 Обстановка на дорогах
    За период с 10 по 16 апреля на дорогах области произошло 36 ДТП, в результате которых 4 человека погибло и 28 человек травмировано.
    
    1.12 Обеспечение безопасности на водных объектах
    Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме.
    За период с 10 по 16 апреля на водных объектах области происшествий не зарегистрировано.
    
    1.13 Анализ сейсмической обстановки
    На территории Новосибирской области сейсмических событий не произошло.

Прогноз

2.1 Природные источники ЧС
    Возможен риск возникновения чрезвычайных ситуаций не выше межмуниципального характера, связанных с повреждением (обрывом) линий связи и электропередач, падением слабо закрепленных конструкций, авариями на системах ТЭК и ЖКХ (источник возможных ЧС – сильный ветер).
    
    Геомагнитный прогноз
    17 и 18 апреля магнитное поле Земли ожидается неустойчивое. Нарушения КВ-связи возможны в отдельные часы суток. Состояние озонового слоя выше нормы. Солнечная активность ожидается умеренная.

    Лесопожарный прогноз
    В связи с наступлением теплой погоды, возможно возникновение ландшафтных пожаров по причине проведения несанкционированных отжигов стерни, особенно вдоль дорог, в дачных обществах и сельских поселениях.
    
    Прогноз гидрологической обстановки
    Вскрытие и окончание ледохода на р.Омь ожидается близким к среднемноголетним – 17-19 апреля. Достижение критических отметок и подтопление жилых домов и объектов экономики маловероятно.
    ЧС, связанные с опасными гидрологическими явлениями, не прогнозируются.
    Режим работы Новосибирской ГЭС будет осуществляться в соответствии с Правилами использования водных ресурсов Новосибирского водохранилища и в соответствии с утвержденным графиком пропуска весеннего половодья 2015 года через Новосибирское водохранилище.

    2.2 Техногенные источники ЧС
    
    Прогноз пожарной обстановки
    Сохраняется вероятность возникновения  пожаров, особенно в районах сельской местности и в частном жилом секторе.
    Причинами возгорания могут стать неосторожное  обращение населения с огнем, в том числе при курении, нарушение правил устройства и эксплуатации  электрооборудования, правил монтажа и эксплуатации электропроводки, неправильное устройство и неисправность отопительных печей и дымоходов.

Прогноз обстановки на дорогах
Возможен рост количества ДТП, в том числе с тяжкими последствиями, связанных с сезонным увеличением количества автотранспорта на дорогах,  ухудшением дорожного покрытия, утратой водителями опыта вождения за зимний период, характерными для апреля месяца с наибольшей  вероятностью возникновения на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями - на потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
-М-51 – с 1421,7км по 1423,5км (Коченевский район, протяженность 1,8км, транспортная развязка),
-М-51 – с 1143 км по  1145 км (Барабинский район, протяженность 2км, транспортная развязка),
-М-51 – с 1281км  1282км (Каргатский район, сложный перекресток с разными углами пересечения с второстепенной дорогой),
-М-52 – с 28,99км по 33,05км (г.Новосибирск, протяженность 4,06км, Высокая интенсивность движения, превышающая расчетную в 4 раза),
-М-52 – с 38,923км по 39,455км  (г.Новосибирск, протяженность 0,532км, извилистый участок с малыми радиусами).
-М-52 – с 71,194км по 77,193км (Искитимский район, протяженность 5,999км, крутые спуски и подъёмы, извилистый участок с малыми радиусами, многократное изменение рядности движения),
-М-52 – с 96,518км по 97,860км (Черепановский район, протяженность 1,342км, крутые спуски и подъёмы),
    -М-53 – с 38,550км по 39,800км (Мошковский район, протяженность 1,25км,  извилистый участок с малыми радиусами),
-М-53 – с 34,500км по 36,900км (Мошковский район, протяженность 2,4км,  извилистый участок с малыми радиусами, крутые спуски и подъемы),
-М-53 – с 143,000км по 144,000км (Болотнинский район, протяженность 1км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
-М-53 – с 105,930км по 107,650км (Болотнинский район, протяженность 1,72км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
- К-19р - с 94 по107км  Тогучинского района,
- К-19р - с 27 по 35км  Новосибирского района,
    - К-17р - с 80 по 105км Ордынского района.
Преобладающими видами ДТП будут столкновение, наезд на пешеходов, опрокидывание и наезд на препятствие, не соблюдение скоростного режима.
Общее количество ДТП ожидается в пределах среднестатистических данных для данного периода времени.    

Обстановка на объектах энергетики
Возможен риск возникновения чрезвычайных ситуаций не выше межмуниципального характера, связанных с повреждением (обрывом) линий электропередач (источник ЧС – сильный ветер).



Обстановка на объектах ЖКХ
Возможен риск возникновения чрезвычайных ситуаций не выше межмуниципального характера, связанных с авариями на системах ЖКХ в связи с повреждением (обрывом) линий электропередач с наибольшей вероятностью в городах Новосибирск, Бердск, Искитим, в Искитимском, Карасукском, Коченевском, Куйбышевском, Тогучинском, Черепановском и Новосибирском районах.

2.3 Источники ЧС биолого-социального характера

Эпидемические ЧС
ЧС не прогнозируются. В связи с наступлением весенне – летнего периода, возможны единичные случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Наиболее неблагополучными по клещевому энцефалиту являются 19 районов области (Болотнинский, Венгеровский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Черепановский, Краснозерский, Усть-Таркский, Барабинский, Каргатский и Чулымский) и 3 города (Бердск, Новосибирск, Обь).

Эпизоотические ЧС
ЧС не прогнозируются.

2.4 Обеспечение безопасности на водных объектах
В связи с изменением структуры и уменьшением толщины льда, возможно возникновение несчастных случаев, связанных с  провалом людей в местах выхода на лед с наибольшей вероятностью на Новосибирском водохранилище, на реках Обь, Бердь, Иня, озерах Чаны, Медвежье, Сартлан, Урюм.

Рекомендованные превентивные мероприятия
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Проводить комплекс мероприятий, направленных на  снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах, школах и т.д.) противопожарной пропаганды.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна.
    4. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования. Держать на контроле их бесперебойное обеспечение теплом и электроснабжением.
    5. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально-неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
    6. Провести инструктажи с директорами школ, классными руководителями, преподавателями - организаторами основ безопасности жизнедеятельности по вопросам обеспечения безопасности детей при возникновении пожаров и связанных с ними чрезвычайных ситуаций. Распространять среди преподавателей, обучающихся и родителей памятки, листовки, буклеты по пожарной безопасности.
    7. Провести с гражданами, имеющими детей,  разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
    8. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
9. Обеспечить пожарную безопасность на объектах сельскохозяйственного производства и  на объектах животноводства.
    10. Обеспечить безаварийное прохождение отопительного периода. Усилить контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ, систем электроснабжения с целью недопущения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системе жизнеобеспечения населения.
    11. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения,  уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
12. Продолжить работу по выполнению мероприятий  в соответствии с распоряжением губернатора Новосибирской области № 25-р от 24 февраля 2015г. «О мероприятиях по организации пропуска паводковых вод на территории Новосибирской области в 2015году»:
     - при необходимости провести инструктаж состава сил и средств, привлекаемых для выполнения противопаводковых мероприятий и проведения аварийно-восстановительных работ, уточнить порядок оповещения и сбора, проверить организацию связи и порядок управления, провести проверки готовности техники, предназначенной для работы в условиях паводка, в том числе плавающих средств, обеспечить оповещение населения и организаций о чрезвычайных ситуациях с использованием радио, телевидения, средств звуковой сигнализации, подвижных средств оповещения, подворного обхода;
- иметь в ЕДДС график дежурства руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в период паводка;
- осуществлять работу постов наблюдения за развитием паводковой обстановки (при необходимости круглосуточно), проверить систему оповещения членов комиссий по чрезвычайным ситуациям;
- обеспечить контроль за проведением мероприятий по защите источников питьевой воды от загрязнения, соблюдением технологического режима обеззараживания питьевой воды, подаваемой населению и ее качеством, а также за устойчивым снабжением населения качественной питьевой водой, в том числе на территориях садовых и дачных участков;
- обеспечить контроль за наличием в необходимых объемах запасов материально-технических средств, топлива для котельных, инертных материалов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и первоочередного жизнеобеспечения населения в населенных пунктах, подверженных подтоплению;
- проводить обследование дорог, мостов, дюкеров, шлюзов, закрытых водоемов, шламоотстойников, водопропускных труб, принять меры по их очистке, ремонту и дополнительному укреплению, меры, обеспечивающие безаварийный пропуск паводковых вод через искусственные дорожные сооружения на автомобильных дорогах местного значения, произвести проверку и очистку дренажных систем;
- при необходимости провести комплекс инженерных мероприятий по укреплению водозащитных дамб в наиболее опасных местах с ликвидацией искусственных водозащитных сооружений, препятствующих пропуску паводковых вод;
- предусмотреть меры по организации  нормальной жизнедеятельности населения в случае возможного прекращения сообщения с населенными пунктами по причине размыва дорожного полотна склоновыми или паводковыми водами;     - провести комплекс мероприятий по подготовке населения к экстренной эвакуации в безопасные районы, установить и довести до сведения населения сигналы об экстренной эвакуации и порядок действий по ним;
- обеспечить готовность пунктов размещения отселяемого населения и вывоза материальных ценностей с затопляемых территорий;
- организовать места возможной посадки вертолетов и порядок их обозначения, подготовить к ним подъездные пути;
- обеспечить надзор за санитарной очисткой мест в населённых пунктах, расположенных в водоохранных зонах открытых водоёмов, требовать от организаций жилищно-коммунального хозяйства проведение дезинфекции выгребных ям, помойниц и дворовых уборных на не канализованных территориях в предполагаемых зонах затопления, своевременного вывоза твердых бытовых отходов и очистку канализационных выгребов;
- обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации, складывающиеся в результате неблагоприятной паводковой обстановки в целях создания условий для нормального функционирования транспортного сообщения;
- проводить разъяснительную работу с населением о необходимости страхования движимого и недвижимого от причинения ущерба паводковыми водами.
13. Продолжать работу по выполнению мероприятий  в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области № 41 от 20 марта 2015г.    «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории
Новосибирской области в 2015 году».
    14. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести контроль за соблюдением мер безопасности и правил поведения людей на водных объектах. Проводить работу по выявлению мест скопления рыбаков, устанавливать предупреждающие и запрещающие знаки, заграждения на подъездах к водным объектам.
    Проводить разъяснительную работу и информировать население о правилах поведения  на водных объектах в весенний период, проводить занятия в школьных учреждениях по мерам безопасности и правилам поведения на льду.
    По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены  218-74-60 (круглосуточно).
    15. Во взаимодействии с ГИБДД вести контроль за безопасностью дорожного движения. Проводить в учебных заведениях занятия по соблюдению детьми правил дорожного движения.
    16. Проверить  надежность крепления наружных рекламных щитов и других массивных конструкций, особенно в местах с массовым пребыванием людей.
    17. При угрозе возникновения ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера информировать оперативную дежурную смену ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области по телефонам  231-07-32, 223-47-14, 217-68-06 и дежурную смену аварийно – спасательной службы Новосибирской области по телефону   266-15-57 для задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
    18. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Новосибирской области  по телефону  217-68-06.
    19. Для работы с населением действует «телефон доверия» ГУ МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.