Оперативная обстановка
КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области с 24 по 30 июня 2016 года.
1. Исходная обстановка
1.1 Метеорологическая
За прошедшую неделю в период с 17 по 23 июня на территории Новосибирской области среднесуточная температура воздуха составила +15,+20ºС. Ночью температура воздуха колебалась от +6,+11ºС до +10,+15ºС, днем от +19,+24ºС до +24,+29ºС.
ЧС, связанных с опасными и неблагоприятными метеорологическими явлениями, не произошло.
1.2 Гидрологическая
ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, не произошло.
Функционирование ГЭС
Новосибирская ГЭС работает в штатном режиме, в соответствии с утвержденным графиком пропуска паводковых вод на весенне-летний период через Новосибирское водохранилище в 2016г.
По состоянию на 8:00 часов 23 июня средний уровень воды в Новосибирском водохранилище составляет 113,06м (Балтийской системы измерений), сброс 4150м³/сек, приток 4450м³/сек. Уровень воды в реке Обь находится на отметке 328см.
1.3 Лесопожарная обстановка
По результатам анализа погоды на территории Новосибирской области классы пожароопасности устанавливались с 1-го по 4-й, в Кочковском, Доволенском, Искитимском, Тогучинском районах – чрезвычайно высокая пожароопасность 5-го класса горимости.
Всем заинтересованным структурам были направлены экстренные предупреждения о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных высоким и чрезвычайно высоким классом пожарной опасности. ЧС не произошло.
За прошедшую неделю (с 17 по 23 июня) зарегистрирован и ликвидирован 1 очаг природных пожаров на общей площади 0,9га (вся лесная). По состоянию на 23 июня, действующих очагов природных пожаров нет.
С начала пожароопасного сезона зарегистрировано 132 очага природных пожаров общей площадью 668,38га (лесная 654,68га).
1.4 Радиационная и химическая
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Объ, Кольцово не зарегистрировано. Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма – фону.
1.5 Экологическая
За истекшую неделю экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории НСО не отмечалось.
1.6 Эпидемическая
Стабильная. С начала эпидемического сезона клещевого энцефалита (по состоянию на 16 июня) в медицинские учреждения обратились 12045 человек по поводу укусов клещами. Диагноз «клещевой энцефалит» подтвердился у 41 человека, «клещевой боррелиоз» - у 60 человек. 2 человека умерло. Проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение массового распространения клещевого энцефалита среди населения: создан запас иммуноглобулина, провакцинировано 134948 человек, проведена акарицидная обработка лесопарковых зон, детских оздоровительных лагерей отдыха на площади 6198,2га (подлежит обработке 7853га).
1.7 Эпизоотическая
Стабильная.
1.8 Эпифитотическая
Стабильная. Выявлены опасные вредители сельскохозяйственных культур:
- «луговой мотылек» в стадии бабочки на общей площади 116га и стадии кокона на общей площади 4640га в Краснозерском, Карасукском, Баганском, Доволенском, Татарском, Северном, Куйбышевском, Маслянинском районах, эпидемический порог не превышен;
- «саранчовые» в стадии личинки на общей площади 41412га и в стадии кубышки на общей площади 21890га в Краснозерском, Карасукском, Баганском, Купинском, Чистоозерном, Кочковском, Доволенском, Татарском, Усть-Таркском, Венгеровском, Кыштовском, Северном, Куйбышевском, Барабинском, Здвинском, Убинском, Каргатском, Колыванском, Маслянинском, Тогучинском районах, эпидемический порог не превышен.
В Маслянинском районе выявлена болезнь сельскохозяйственных культур «септориоз» на общей площади 1930га (вся обработана пестицидами).
Выявлен особо опасный вредитель леса «непарный шелкопряд» в 6 районах (Барабинский, Доволенский, Краснозерский, Куйбышевский, Сузунский, Татарский) на общей площади 26831,7га и «шелкопряд монашенка» в 2 районах (Ордынский, Сузунский) на общей площади 15788,9га. Эпидемический порог не превышен. Обработано пестицидами 100% запланированных площадей.
1.9 Пожарная
За период с 17 по 23 июня на территории Новосибирской области произошло 45 бытовых пожаров (в жилом секторе – 32), в результате которых 1 человек травмирован.
В 2015 году за аналогичный период было зарегистрировано 42 пожара, 1 человек погиб.
1.10 Обстановка на объектах энергетики
Энергосистема Новосибирской области работает в штатном режиме.
1.11 Обстановка на объектах ЖКХ
В муниципальных районах и городских округах Новосибирской области все объекты ЖКХ функционируют в повседневном режиме. Возникающие дефекты устраняются в течение суток и носят локальный характер. Продолжаются испытания тепловых сетей на плотность и прочность.
1.12 Обстановка на дорогах
За период с 17 по 23 июня на дорогах области зарегистрировано 35 ДТП, в результате которых 6 человек погибло и 39 человек травмировано.
1.13 Обстановка на железнодорожном транспорте
За период 17 по 23 июня на территории области на железнодорожном транспорте происшествий не зарегистрировано.
1.14 Обеспечение безопасности на водных объектах
Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме.
За период с 17 по 23 июня на водных объектах области зарегистрировано 1 происшествие – 1 человек погиб.
1.15 Анализ сейсмической обстановки
На территории Новосибирской области сейсмических событий не произошло.
2. Прогноз
2.1 Природные источники ЧС
В период с 24 по 27 июня возможно возникновение очагов природных пожаров, нарушения в работе систем электроснабжения, нарушения функционирования систем жизнеобеспечения, затруднения работы всех видов транспорта, возникновение несчастных случаев на водных объектах (источник возможных ЧС – аномально жаркая погода).
В Тогучинском районе сохраняется высокий риск возникновения очагов природных пожаров (источник возможных ЧС – чрезвычайно высокий класс пожарной опасности).
Всем заинтересованным структурам были направлены экстренные предупреждения о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных аномально жаркой погодой и чрезвычайно высоким классом пожарной опасности.
2.1.2 Геомагнитный прогноз
24 июня магнитное поле Земли ожидается неустойчивое, 25 июня – от спокойного до неустойчивого. Нарушения КВ-связи возможны в отдельные часы суток. Состояние озонового слоя выше нормы. Солнечная активность ожидается очень низкая.
2.1.3 Прогноз гидрологической обстановки
В течение предстоящей недели (конец третьей декады июня) ожидается пик прохождения второй волны паводка через чашу Новосибирского водохранилища.
Приток воды в Новосибирское водохранилище на третью декаду июня ожидается 4700±510м3/сек (134% от нормы), при этом уровень воды в р. Обь в районе Новосибирского гидропоста сохранится в пределах не выше 340-350 см.
Подтопление жилых домов, дачных участков, расположенных в пойменной части реки Обь и объектов экономики не прогнозируется.
Дальнейший порядок сбросов из Новосибирского водохранилища будет определяться пентадным прогнозом ФГБУ «Западно - Сибирское УГМС».
2.1.4 Лесопожарный прогноз
В связи с прогнозируемой аномально жаркой погодой, возрастает риск возникновения очагов природных пожаров по всей области, но наиболее вероятно в южной и приобско - боровой зонах области (Купинский, Баганский, Карасукский, Краснозерский, Кочковский, Здвинский районы).
Сохраняется высокий риск возникновения очагов природных пожаров в Тогучинском районе (источник возможных ЧС – чрезвычайно высокая пожароопасность 5-го класса горимости).
На территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.
В выходные дни ожидается массовый выезд населения за город и на дачные участки, в связи с чем возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях, прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим и в районах садово – дачных обществ.
Основными причинами возникновения природных пожаров могут послужить нарушение населением правил пожарной безопасности при нахождении в лесных массивах.
2.2 Техногенные источники ЧС
2.2.1 Прогноз пожарной обстановки
Сохраняется вероятность возникновения пожаров, особенно в районах сельской местности, в частном жилом секторе и садово-дачных обществах.
Причинами возгорания могут стать неосторожное обращение населения с огнем, в том числе при курении в состоянии алкогольного опьянения, разжигании костров, нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, правил монтажа и эксплуатации электропроводки.
2.2.2 Прогноз обстановки на дорогах
На дорогах города и области возможны затруднения работы транспорта, связанные с аномально жаркой погодой.
Наибольшее количество ДТП ожидается на межмуниципальных дорогах области, на трассах при следовании к местам отдыха и на дачных направлениях, на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями - на автодорогах вне населенных пунктов, потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
-М-51 – с 991,565км по 991,715км (Татарский район, протяженность 0,150км - перекресток под углом 30 град.),
-М-51 – с 1352,215 км по 1352,355км (Чулымский район, протяженность 0,140км, сложный перекресток с разными углами пересечения с второстепенной дорогой),
-М-51 – с 1137,28км 1137,28км (Барабинский район, протяженность 0,300км, перекресток под углом 30 град.),
-М-51 – с 1412 по 1428 км (Коченевский район, протяженность 16км),
-М-51 – 1036,745км по 1036,970км (Чановский район), протяженность 0,225км - перекресток под углом 30 град.,
-М-52 – с 28,99км по 33,05км (г.Новосибирск, протяженность 4,06км, высокая интенсивность движения, превышающая расчетную в 4 раза),
-М-52 – с 38,923км по 39,455км (г.Новосибирск, протяженность 0,532км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-52 – с 40,65км по 51,452км (Искитимский район, протяженность 10,802км, крутые спуски и подъёмы, многократное изменение рядности движения),
-М-52 – с 81,998км по 81,998км (Искитимский район, протяженность 0,338км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-52 – с 105,430км по 105,558км (Черепановский район, протяженность 0,128км, крутые спуски и подъёмы),
-М-52 - с 117,510км по 117,71км (Черепановский район, протяженность 0,2км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-52 – (с 104,7 по 107,75 км, Черепановский район, протяженность 3,05км),
-М-52 – с 96,518км по 97,860км (Черепановский район), протяженность 1,342км - крутые спуски и подъёмы,
-М-53 – с 38,550км по 39,800км (Мошковский район, протяженность 1,25км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-53 – с 34,500км по 36,900км (Мошковский район, протяженность 2,4км, извилистый участок с малыми радиусами, крутые спуски и подъемы),
-М-53 – с 90,057км по 91,65км (Мошковский район, протяженность 1,593км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
-М-53 – с 58,600км по 59,400км (Мошковский район), протяженность 0,8км - крутые спуски и подъемы,
-М-53 – с 105,930км по 107,650км (Болотнинский район, протяженность 1,72км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
- Северный обход – с 47км по 53км (Новосибирский район, аварийно опасный участок),
- К-19р - с 44 по 46км Тогучинского района,
- К-17р - с 41 по 44км Новосибирского района,
- К-19р - с 13 по 14км Новосибирского района,
- К-17р – 66 км Ордынского района,
- К-12 – с 16 по 25км Колыванского района.
Преобладающими видами ДТП будут столкновение, наезд на пешеходов и наезд на препятствие.
Общее количество ДТП ожидается в пределах среднестатистических данных для данного периода времени.
2.2.3 Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение происшествий на железнодорожном транспорте маловероятно.
2.2.4 Обстановка на объектах энергетики
Возможны нарушения в работе систем электроснабжения, связанные с аномально жаркой погодой. Возникновение аварий, способных привести к ЧС выше муниципального характера, маловероятно.
2.2.5 Обстановка на объектах ЖКХ
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах ЖКХ маловероятно, однако в связи с проведением испытаний тепловых сетей на плотность и проточность, не исключены разрывы трубопроводов и размывы грунта.
В период проведения ремонтных работ возможны перебои в работе коммунальных систем жизнеобеспечения населения с наибольшей вероятностью в городах Новосибирск, Бердск, Искитим, в Искитимском, Карасукском, Коченевском, Куйбышевском, Тогучинском, Черепановском и Новосибирском районах.
2.3 Источники ЧС биолого-социального характера
2.3.1 Эпидемические ЧС
ЧС не прогнозируются.
Возможны случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Наиболее неблагополучными по клещевому энцефалиту являются 19 районов области (Болотнинский, Венгеровский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Черепановский, Краснозерский, Усть-Таркский, Барабинский, Каргатский и Чулымский) и 3 города (Бердск, Новосибирск, Обь).
В связи с прогнозируемой аномально жаркой погодой, не исключается вероятность возникновения единичных вспышек острых кишечных инфекций, возникающих при употреблении в пищу недостаточно обработанных овощей и фруктов, а также некачественных продуктов питания и воды.
2.3.2 Эпизоотические ЧС
ЧС не прогнозируются. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.
2.3.3 Эпифитотические ЧС
ЧС не прогнозируются.
2.4 Обеспечение безопасности на водных объектах
В связи с аномально жаркой погодой, усиливается вероятность возникновения несчастных случаев на водных объектах, особенно в выходные дни, обусловленных несоблюдением общепринятых правил поведения и чрезмерного употребления алкогольных напитков на водоемах, нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами, купанием в необорудованных и необследованных местах, оставлением детей без присмотра вблизи водоемов.
3. Рекомендованные превентивные мероприятия
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Проводить комплекс мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах, школах и т.д.) противопожарной пропаганды.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна.
4. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования.
5. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально-неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
6. Провести с гражданами, имеющими детей, разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
7. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
8. Вести постоянный контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ, систем электроснабжения с целью недопущения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системе жизнеобеспечения населения, быть готовыми к принятию экстренных мер в случае возникновения аварий.
9. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения, уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
10. Продолжить работу по выполнению мероприятий в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области № 70 от 23 марта 2016г. «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2016 году»:
- продолжить выполнение мероприятий по защите населенных пунктов и объектов, расположенных в лесном фонде и на прилегающих к нему территориях, от лесных пожаров;
- при необходимости провести опашку населенных пунктов и санкционированных свалок твердых бытовых отходов;
- предусмотреть привлечение техники для создания дополнительных минерализованных полос в случае возникновения непосредственной угрозы перехода лесных и ландшафтных пожаров на населенные пункты, определить порядок ее привлечения в максимально короткое время;
- иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров;
- поддерживать в готовности достаточное количество сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами;
- проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, по обучению населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведению информации об особом противопожарном режиме, по запрещению разведения костров в период сухой, жаркой и ветреной погоды и в период противопожарного режима.
- с помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров;
- проводить работу среди населения и руководителей предприятий и учреждений по страхованию ими имущества от лесных пожаров, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования;
- привлекать население к проведению мероприятий по защите населенных пунктов от лесных пожаров;
- создать условия для забора воды пожарной техникой из источников водоснабжения и обустройство в соответствии с требованиями пожарной безопасности подъездов к ним, а также пирсов на открытых водоемах для установки на них пожарных автомобилей;
- обеспечить взаимодействие территориальных органов внутренних дел с лесничествами и лесопользователями в целях выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности на территориях, прилегающих к лесному фонду;
- организовать совместно с участковыми, инспекторами территориальных отделов надзорной деятельности патрулирование территорий с целью раннего обнаружения пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности;
- иметь добровольные пожарные дружины для тушения лесных пожаров и обеспечить их необходимым снаряжением;
- продолжить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях;
- запретить работы связанные с применением открытого огня, разведение костров в лесных массивах и на прилегающих к ним территориях,
- ограничить въезд автотранспорта в лесные массивы, особенно в период действия особого противопожарного режима;
- силами оперативных групп комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления обеспечить ежедневное патрулирование населенных пунктов, расположенных вблизи и в лесных массивах на предмет соблюдения правил пожарной безопасности;
- уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров;
- в случае изменения обстановки на всей территории области, либо в отдельных районах, своевременно принимать решение о вводе особого противопожарного режима;
- в случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток).
11. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС усилить контроль за соблюдением правил поведения на водных объектах в зонах возможного отдыха, за соблюдением правил эксплуатации плавательных средств, уделить особое внимание местам вблизи водоемов, посещаемым населением. В местах неорганизованного отдыха людей на водных объектах устанавливать предупреждающие и запрещающие знаки.
Организовать взаимодействие инспекторского состава Центра ГИМС с подразделениями ГИБДД, для совместного патрулирования на стационарных и подвижных постах с целью проверки транспортировки маломерных судов к водным объектам.
По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены 218-74-60 (круглосуточно).
12. Организовать своевременное оповещение населения, руководителей и ответственных лиц учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты всех форм собственности, а также других структур на подведомственной территории, работающих в сфере организации отдыха и туризма населения. Особое внимание необходимо обратить на учреждения, ориентированные на организацию детского отдыха у воды.
13. Взять на особый контроль проведение туристических, спортивно-массовых и других мероприятий с использованием маломерных судов и других средств для пересечения водных объектов.
14. Проинформировать туристические организации, организации отдыха и оздоровления детей:
- по вопросам соблюдения правил безопасности людей на водных объектах, в том числе о необходимости использования спасательных средств при пользовании маломерными судами и купания только на оборудованных (официально открытых) пляжах;
- о необходимости заблаговременно согласовывать проведение туристических, спортивно-массовых и других мероприятий (шлюпочные походы, регаты и т.д.) с использованием маломерных судов и других средств для пересечения водных объектов, в особенности с участием несовершеннолетних детей, с органами местного самоуправления и Главным управлением МЧС Росси по Новосибирской области;
- о требованиях Постановления Правительства Новосибирской области от 10.11.2014 N 445-п "Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Новосибирской области,
- о требованиях Постановления Правительства Новосибирской области от 9 апреля 2007 г. N 38-па «Об утверждении Правил пользования водными объектами в Новосибирской области для плавания на маломерных судах»;
- о требованиях по обеспечению безопасности туристов.
15. В связи с прохождением периода школьных каникул и периода отпусков, во взаимодействии с ГИБДД усилить контроль за безопасностью дорожного движения.
16. В связи с жаркой погодой, усилить контроль за соблюдением санитарных норм при организации питания в детских дошкольных учреждениях, оздоровительных лагерях и объектах социального значения; организовать микробиологический контроль за качеством воды поверхностных водоемов, являющихся источниками питьевой воды, обратить внимание на готовность аварийных служб к устранению аварий на водопроводных и канализационных сетях.
17. При необходимости проверить молниеприемники на техническую исправность, произвести замер сопротивления заземлительного контура, а также готовность молниезащиты в грозоопасный сезон.
18. Продолжить контроль за проверкой надежности крепления наружных рекламных щитов и других массивных конструкций, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровли крыш зданий административного и социального назначения.
19. При необходимости выполнить опиловку больших крон, старых ветвей и гнилых деревьев, находящихся вблизи линий электропередач и сооружений.
20. При угрозе возникновения ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера информировать оперативную дежурную смену ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области по телефонам 231-07-32, 223-47-14, 217-68-06 и дежурную смену аварийно – спасательной службы Новосибирской области по телефону 218-22-32 для задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
21. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Новосибирской области по телефону 217-68-06.
22. Для работы с населением действует «телефон доверия» ГУ МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.