Центр ГО,ЧС и ПБ НСО
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»

Оперативная обстановка

КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области с 22 по 28 апреля 2016 года.

1.    Исходная обстановка

    1.1 Метеорологическая
За прошедшую неделю в период с 15 по 21 апреля на территории Новосибирской области среднесуточная температура воздуха составила +9,+14ºС. Ночью температура воздуха колебалась от -2,+3ºС до +6,+11ºС, днем  от +7,+12ºС до  +20,+25ºС.
ЧС, связанных с опасными и неблагоприятными метеорологическими явлениями, не произошло.

1.2 Гидрологическая
На малых реках области ледоход завершился. По состоянию на 21 апреля уровни воды на реках области составили:
Река    Пункт
наблюдения    Критические
отметки
(см)    Уровень воды (см) над «0»
графика
на 08.00 21.04.16    Изменение уровня воды за сутки
(+/-)
Обь    Новосибирск    500    279    -16
Бердь    Маслянино    520    451    +53
Бердь    Ст. Искитим    480    341    +14
Иня    Кусмень    760    517    -5
Иня    Тогучин    1005    866    +2
Иня    Кайлы    700    495    +2
Иня    Берёзовка    640    425    -4
Бакса    Пихтовка    659    373    -9
Омь    Крещенка    1048    962    +3
Омь    Чумаково    1060    917    +3
Омь    Куйбышев    680    530    +7
Тартас    Северное    750    636    +10
Тартас    Венгерово    730    512    +8
Тара    Верх-Тарка    820    630    +6
Тара    Кыштовка    950    672    +48
Тула    Новосибирск    465    -    -
Майзас    Верх-Майзас    775    743    +17
Каргат    Гавриловка    480    387    -6
Карасук    Черновка    986    423    -10
    Проводился мониторинг паводковой обстановки на р.Иня на территории Новосибирского и Мошковского районов, на р.Карасук на территории Кочковского, Краснозерского, Карасукского районов, на р. Бердь на территории Искитимского района, на р.Бердь  на территории Маслянинского района,  на р. Майзас и р.Тара на территории Кыштовского района.
Проведенный комплекс мероприятий позволил снизить негативное влияние паводковых вод и предотвратить подтопление населенных пунктов. ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, не произошло.

    Функционирование ГЭС
    Новосибирская ГЭС работает в штатном режиме. Новосибирское водохранилище работает в соответствии с утвержденным графиком.
По состоянию на 8:00 часов 21 апреля средний уровень воды в Новосибирском водохранилище составляет 111,02м (Балтийской системы измерений), сброс 3290м³/сек, приток 5150м³/сек. Уровень воды в реке Обь находится на отметке 279см.
    
    1.3 Лесопожарная обстановка
    Стабильная. За прошедшую неделю (с 15 по 21 апреля) на территории Новосибирской области очагов природных пожаров  не зарегистрировано.

1.4 Радиационная и химическая
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Объ, Кольцово не зарегистрировано. Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма – фону.

1.5 Экологическая
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Объ, Кольцово не зарегистрировано. Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма – фону.

1.6 Эпидемическая
Стабильная.
    
    1.7 Эпизоотическая
    Стабильная.
    
    1.8 Пожарная
    За период с 15 по 21 апреля на территории Новосибирской области произошло 47 бытовых пожаров (в жилом секторе – 29), в результате которых         2 человека погибло и 1 человек травмирован.
    В 2015 году за аналогичный период было зарегистрировано 53 пожара,               погибших не было.

    1.9 Обстановка на объектах энергетики
    Энергосистема Новосибирской области работает в штатном режиме.

    1.10 Обстановка на объектах ЖКХ
    В муниципальных районах и городских округах Новосибирской области отопительный сезон  проходит в штатном режиме, без крупных аварий и нарушений систем жизнеобеспечения. Возникающие дефекты устраняются в течение суток и носят локальный характер.

    1.11 Обстановка на дорогах
    За период с 15 по 21 апреля на дорогах области произошло 28 ДТП, в результате которых 3 человека погибло и 35 человек травмировано.
    
1.12 Обстановка на железнодорожном транспорте
За период с 15 по 21 апреля на территории области на железнодорожном транспорте происшествий не зарегистрировано.    
    
    1.13 Обеспечение безопасности на водных объектах
    Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме.
    За период с 15 по 21 апреля на водных объектах области происшествий не  зарегистрировано.
    1.14 Анализ сейсмической обстановки
    На территории Новосибирской области сейсмических событий не произошло.
2. Прогноз

2.1 Природные источники ЧС
До 24 апреля возможен подъем уровня воды на р.Майзас в районе села В.Майзас Кыштовского района до отметок 770 – 810см (опасная отметка 775см), достижение опасной отметки 700см на р.Тара в районе с.Кыштовка Кыштовского района,  на реке Бердь в районе н.п.Маслянино до отметок 510-550см (опасная отметка 520см).
    
    2.1.2 Геомагнитный прогноз
    22 и 23 апреля магнитное поле Земли ожидается спокойное. Нарушения КВ-связи маловероятны. Состояние озонового выше нормы. Солнечная активность ожидается низкая.
    
    2.1.3 Прогноз гидрологической обстановки
     До 24 апреля возможен подъем уровня воды на р. Майзас в районе села В.Майзас Кыштовского района до отметок 770 – 810см (опасная отметка 775см), достижение опасной отметки 700см на р.Тара в районе с.Кыштовка Кыштовского района,  на реке Бердь в районе н.п.Маслянино до отметок 510-550см (опасная отметка 520см).
    Всем заинтересованным структурам было направлено экстренное предупреждение о возможном подтоплении прибрежных территорий населённых пунктов В.Майзас, Кыштовка, Маслянино.
    Новосибирское водохранилище будет осуществлять свою работу в соответствии с утвержденным графиком сработки Новосибирского водохранилища на весенне-летний период 2016г.
    
    2.1.4 Лесопожарный прогноз
    Не исключено возникновение очагов природных пожаров с наибольшей вероятностью в южной (Купинский, Баганский, Карасукский, Краснозерский, Кочковский, Здвинский районы) и приобско - боровой зонах области.
    На территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.
    В выходные дни ожидается массовый выезд населения за город и на дачные участки, в связи с чем возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях,  прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим и в районах садово – дачных обществ.
    Основными причинами возникновения природных пожаров могут послужить нарушение населением правил пожарной безопасности при нахождении в лесных массивах и при сжигании сухой травы и мусора на приусадебных и дачных участках.    

    2.2 Техногенные источники ЧС
    
    2.2.1 Прогноз пожарной обстановки
    Сохраняется вероятность возникновения  пожаров, особенно в районах сельской местности, в частном жилом секторе и садово-дачных обществах.
    Причинами возгорания могут стать неосторожное  обращение населения с огнем, в том числе при курении и сжигании сухой травы и мусора на дачных и приусадебных участках, нарушение правил устройства и эксплуатации  электрооборудования, правил монтажа и эксплуатации электропроводки, неправильное устройство и неисправность отопительных печей и дымоходов.

2.2.2    Прогноз обстановки на дорогах
    Возможен рост количества ДТП, в том числе с тяжкими последствиями, связанных с сезонным увеличением количества автотранспорта,  велосипедистов и мотоциклистов на дорогах, ухудшением дорожного покрытия, утратой водителями опыта вождения за зимний период, характерными для апреля месяца с наибольшей  вероятностью возникновения на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями - на потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
-М-51 – с 991,565км по 991,715км (Татарский район, протяженность 0,150км  - перекресток под углом 30 град.),
-М-51 – с 1352,215 км по  1352,355км (Чулымский район, протяженность 0,140км, сложный перекресток с разными углами пересечения с второстепенной дорогой),
-М-51 – с 1137,28км  1137,28км (Барабинский район, протяженность 0,300км, перекресток под углом 30 град.),
    -М-51 – с 1412 по 1428 км (Коченевский район, протяженность 16км),
    -М-51 – 1036,745км по 1036,970км (Чановский район), протяженность 0,225км   - перекресток под углом 30 град.,
    -М-52 – с 28,99км по 33,05км (г.Новосибирск, протяженность 4,06км, высокая интенсивность движения, превышающая расчетную в 4 раза),
-М-52 – с 38,923км по 39,455км  (г.Новосибирск, протяженность 0,532км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-52 – с 40,65км по 51,452км (Искитимский район, протяженность 10,802км, крутые спуски и подъёмы, многократное изменение рядности движения),
-М-52 – с 81,998км по 81,998км (Искитимский район, протяженность 0,338км, извилистый участок с малыми радиусами),
    -М-52 – с 105,430км по 105,558км (Черепановский район, протяженность 0,128км, крутые спуски и подъёмы),
-М-52  - с 117,510км   по 117,71км (Черепановский район, протяженность 0,2км, извилистый участок с малыми радиусами),
    -М-52 – (с 104,7 по 107,75 км, Черепановский район, протяженность 3,05км),
    -М-52 – с 96,518км по 97,860км (Черепановский район), протяженность 1,342км - крутые спуски и подъёмы,
    -М-53 – с 38,550км по 39,800км (Мошковский район, протяженность 1,25км,  извилистый участок с малыми радиусами),
-М-53 – с 34,500км по 36,900км (Мошковский район, протяженность 2,4км,  извилистый участок с малыми радиусами, крутые спуски и подъемы),
-М-53 – с 90,057км по 91,65км (Мошковский район, протяженность       1,593км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
    -М-53 – с 58,600км по 59,400км (Мошковский район), протяженность 0,8км - крутые спуски и подъемы,
    -М-53 – с 105,930км по 107,650км (Болотнинский район, протяженность 1,72км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
    - Северный обход – с 47км по 53км (Новосибирский район, аварийно опасный участок),
- К-19р - с 44 по 46км  Тогучинского района,
- К-17р - с 41 по 44км Новосибирского района,
- К-19р - с 13 по 14км  Новосибирского района,
- К-17р – 66 км Ордынского района,
  - К-12  – с 16 по 25км  Колыванского района.
Преобладающими видами ДТП будут столкновение, опрокидывание, наезд на пешеходов и наезд на препятствие.
Общее количество ДТП ожидается в пределах среднестатистических данных для данного периода времени.

    2.2.3 Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение происшествий на железнодорожном транспорте маловероятно.

    2.2.4 Обстановка на объектах энергетики
Возникновение аварий, способных привести к ЧС выше локального характера, маловероятно.

2.2.5 Обстановка на объектах ЖКХ
В связи с прохождением отопительного сезона не исключены аварии на котельных, случаи выхода из строя отдельных участков теплотрасс и трубопроводов обеспечения населения теплом и горячей водой с наибольшей вероятностью в г.Новосибирск, Бердск, Искитим,  Искитимском, Карасукском, Коченевском, Куйбышевском, Тогучинском, Черепановском и Новосибирском районах.

2.3 Источники ЧС биолого-социального характера

2.3.1 Эпидемические ЧС
ЧС не прогнозируются.
В связи с наступлением весенне – летнего периода, возможны единичные случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Наиболее неблагополучными по клещевому энцефалиту являются 19 районов области (Болотнинский, Венгеровский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Черепановский, Краснозерский, Усть-Таркский, Барабинский, Каргатский и Чулымский) и 3 города (Бердск, Новосибирск, Обь).


2.3.2 Эпизоотические ЧС
ЧС не прогнозируются. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.

2.4 Обеспечение безопасности на водных объектах
Не исключены отдельные случаи гибели людей, связанные с  несоблюдением общепринятых правил поведения и чрезмерного употребления алкогольных напитков на водоемах,  нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами, оставлением детей без присмотра вблизи водоемов.

    3. Рекомендованные превентивные мероприятия
    1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Проводить комплекс мероприятий, направленных на  снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах, школах и т.д.) противопожарной пропаганды.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна.
    4. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования. Держать на контроле их бесперебойное обеспечение теплом и электроснабжением.
    5. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально-неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
    6. Провести с гражданами, имеющими детей,  разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
    7. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
    8. Вести постоянный контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ, систем электроснабжения с целью недопущения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системе жизнеобеспечения населения, быть готовыми к  принятию экстренных мер в случае возникновения аварий.
9. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения,  уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
10. Продолжить работу по выполнению мероприятий  в соответствии с распоряжением губернатора Новосибирской области № 26-р от 04 марта 2016г. «О мероприятиях по организации пропуска паводковых вод на территории Новосибирской области в 2016году»:
- при необходимости провести инструктаж состава сил и средств, привлекаемых для выполнения противопаводковых мероприятий и проведения аварийно-восстановительных работ, места их базирования, порядок оповещения и сбора, организацию связи и порядок управления, провести проверки готовности техники, предназначенной для работы в условиях паводка, в том числе плавающих средств, и обеспечить оповещение населения и организаций о чрезвычайной ситуации с использованием радио, телевидения, средств звуковой сигнализации, подвижных средств оповещения, подворного обхода;
- иметь в ЕДДС график дежурства руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в период паводка;
- осуществлять работу постов наблюдения за развитием паводковой обстановки (при необходимости круглосуточно), проверить систему оповещения членов комиссий по чрезвычайным ситуациям;
- вести контроль за проведением мероприятий по защите источников питьевой воды от загрязнения, соблюдением технологического режима обеззараживания питьевой воды, подаваемой населению и ее качеством, а также за устойчивым снабжением населения качественной питьевой водой, в том числе на территориях садовых и дачных участков;
- иметь в наличии в необходимых объемах запасы материально-технических средств, топлива для котельных, инертных материалов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и первоочередного жизнеобеспечения населения в населенных пунктах, подверженных подтоплению;
- проводить обследование дорог, мостов, дюкеров, шлюзов, закрытых водоемов, шламоотстойников, водопропускных труб, принять меры по их очистке, ремонту и дополнительному укреплению, меры, обеспечивающие безаварийный пропуск паводковых вод через искусственные дорожные сооружения на автомобильных дорогах местного значения, произвести проверку и очистку дренажных систем;
- при необходимости провести комплекс инженерных мероприятий по укреплению водозащитных дамб в наиболее опасных местах с ликвидацией искусственных водозащитных сооружений, препятствующих пропуску паводковых вод;
- обеспечить безаварийный пропуск паводковых вод на бесхозяйных гидротехнических сооружениях;
- предусмотреть меры по организации  нормальной жизнедеятельности населения в случае возможного прекращения сообщения с населенными пунктами по причине размыва дорожного полотна склоновыми или паводковыми водами;     - провести комплекс мероприятий по подготовке населения к экстренной эвакуации в безопасные районы, установить и довести до сведения населения сигналы об экстренной эвакуации и порядок действий по ним;
- обеспечить готовность пунктов размещения отселяемого населения и вывоза материальных ценностей с затопляемых территорий;
- обеспечить места возможной посадки вертолетов, подготовить к ним подъездные пути;
- обеспечить надзор за санитарной очисткой мест в населённых пунктах, расположенных в водоохранных зонах открытых водоёмов, требовать от организаций жилищно-коммунального хозяйства проведение дезинфекции выгребных ям, помойниц и дворовых уборных на не канализованных территориях в предполагаемых зонах затопления, своевременного вывоза твердых бытовых отходов и очистку канализационных выгребов;
- обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации, складывающиеся в результате неблагоприятной паводковой обстановки в целях создания условий для нормального функционирования транспортного сообщения;
- проводить разъяснительную работу с населением о необходимости страхования движимого и недвижимого имущества от причинения ущерба паводковыми водами;
- своевременно представлять информацию о проведенных мероприятиях, связанных с организацией пропуска паводковых вод, в КЧС и ГУ МЧС по НСО.
11. Организовать работу по выполнению мероприятий  в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области № 70 от 23 марта 2016г.    «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2016 году»:
- организовать выполнение мероприятий по защите населенных пунктов и объектов, расположенных в лесном фонде и на прилегающих к нему территориях, от лесных пожаров;
- обеспечить наличие минерализованных полос вокруг населенных пунктов, попадающих в зону лесных и трансграничных пожаров,  провести опашку санкционированных свалок твердых бытовых отходов;
- предусмотреть привлечение техники для создания дополнительных минерализованных полос в случае возникновения непосредственной угрозы перехода лесных и ландшафтных пожаров на населенные пункты, определить порядок ее привлечения в максимально короткое время;
- иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров;
- обеспечить готовность достаточного количества сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами;
- организовать проведение сходов населения с целью проведения разъяснительной работы по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведения информации об особом противопожарном режиме, по запрещению сжигания мусора, сухой травы, стерни и разведении костров в период сухой, жаркой и ветреной погоды и в период противопожарного режима;
- с помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров;
- активизировать работу среди населения и руководителей предприятий и учреждений по страхованию ими имущества от лесных пожаров, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования;
- обеспечить привлечение населения к проведению мероприятий по защите населенных пунктов от лесных пожаров;
- создать условия для забора воды пожарной техникой из источников водоснабжения и обустройство в соответствии с требованиями пожарной безопасности подъездов к ним, а также пирсов на открытых водоемах для установки на них пожарных автомобилей;
- обеспечить взаимодействие территориальных органов внутренних дел с лесничествами и лесопользователями в целях выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности на территориях, прилегающих к лесному фонду;
- организовать совместно с участковыми, инспекторами территориальных отделов надзорной деятельности патрулирование территорий с целью раннего обнаружения пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности;
- иметь добровольные пожарные дружины для тушения лесных пожаров и обеспечить их необходимым снаряжением;
- усилить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях;
- силами оперативных групп комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления обеспечить ежедневное патрулирование населенных пунктов, расположенных вблизи и в лесных массивах на предмет соблюдения правил пожарной безопасности;
- ограничить въезд автотранспорта в лесные массивы, особенно в период действия особого противопожарного режима;
- уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров;
- в случае изменения обстановки на всей территории области, либо в отдельных районах, своевременно принимать решение о вводе особого противопожарного режима;
- в случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток).
12. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести контроль за соблюдением мер безопасности и правил поведения людей на водных объектах. Проводить работу по выявлению мест скопления рыбаков, устанавливать предупреждающие и запрещающие знаки, заграждения на подъездах к водным объектам.
    Проводить разъяснительную работу и информировать население о правилах поведения  на водных объектах в весенний период, об опасности выхода на весенний лед водных объектов; проводить занятия в школьных учреждениях по мерам безопасности и правилам поведения на льду.
По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены  218-74-60 (круглосуточно).
    13. Во взаимодействии с ГИБДД вести контроль за безопасностью дорожного движения. Проводить в учебных заведениях занятия по соблюдению детьми правил дорожного движения.
14. В связи с началом грозового периода, проверить молниеприемники на техническую исправность, произвести замер сопротивления заземлительного контура, а также готовность молниезащиты в грозоопасный сезон.
    15. Продолжить контроль за проверкой   надежности крепления наружных рекламных щитов и других массивных конструкций, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровли крыш зданий административного и социального назначения.
16. При угрозе возникновения ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера информировать оперативную дежурную смену ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области по телефонам  231-07-32, 223-47-14, 217-68-06 и дежурную смену аварийно – спасательной службы Новосибирской области по телефону   218-22-32 для задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
    17. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Новосибирской области  по телефону  217-68-06.
    18. Для работы с населением действует «телефон доверия» ГУ МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.

Возврат к списку

up