Центр ГО,ЧС и ПБ НСО
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»

Оперативная обстановка

КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области с 11 по 17 апреля 2025 года

1. Исходная обстановка
(за период с 04 по 10 апреля)

1.1. Оправдываемость прогноза за прошедший период     
Доля оправдываемости прогнозов возможных чрезвычайных ситуаций за прошедшую неделю составляет 100%.

1.2 Метеорологическая обстановка
Среднесуточная температура воздуха на прошедшей неделе составила +4,+9ºС и колебалась ночью от -1,-6ºС  до +2,+7ºС,  днем от +5,+10ºС до +14,+19ºС.
03 апреля всем заинтересованным структурам было направлено экстренные предупреждение о возможном возникновении сутки 05 апреля чрезвычайных ситуаций не выше межмуниципального характера, связанных с повреждением (обрывом) линий связи и электропередач, падением слабо закреплённых конструкций, срывом кровли со зданий и сооружений (источник возможных ЧС – ОЯ).    
ЧС, связанных с опасными метеорологическими явлениями, не произошло.  

1.3 Гидрологическая обстановка
ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, не произошло.
05 апреля в Краснозерском районе проведены взрывные работы по ослаблению ледового поля на затороопасном участке реки Карасук (проведено 4 подрыва, израсходовано 350 кг взрывчатого вещества).
По состоянию на 10 апреля на р. Бакса, р. Омь, р. Майзас - ледоход. На остальных реках Новосибирской области ледоход завершился. Отмечается незначительное увеличение уровня воды от +1см на р. Каргат (Гавриловский) до +70 см на р. Омь (Куйбышев).
  На Новосибирском водохранилище и крупных озерах продолжается процесс разрушения льда.
    Функционирование ГЭС
По состоянию на 10 апреля средний уровень воды в Новосибирском водохранилище составил 108,84м БС (Балтийской системы измерений), сброс составил 2850 м³/сек, приток 2080 м³/сек. Уровень воды в реке Обь по гидропосту г. Новосибирска находится на отметке 220 см.

1.4Лесопожарная обстановка
Стабильная. В соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области №75 от 08.04.2025 «Об установлении начала пожароопасного сезона на территории Новосибирской области в 2025 году» начало пожароопасного сезона устанавливается:
- с 11.04.2025 на территории Баганского, Барабинского, Доволенского, Здвинского, Искитимского, Колыванского, Коченевского, Кочковского, Краснозерского, Купинского, Новосибирского, Ордынского, Сузунского, Чистоозерного районов, Карасукского муниципального округа, в городах Бердск, Искитим, Новосибирск, Обь и в рабочем поселке Кольцово.
- с 16.04.2025 на территории Болотнинского, Венгеровского, Каргатского, Куйбышевского, Кыштовского, Мошковского, Северного, Тогучинского, Убинского, Усть-Таркского, Чановского, Черепановского Чулымского районов, Маслянинского и Татарского муниципальных округов.
Всего с начала года зарегистрировано - 340 термических точек, в 5-ти км зоне - 275 (АППГ - 37, в 5-ти км зоне-34).Угрозы населенным пунктам не было.

1.5 Экологическая обстановка
    Стабильная. Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории Новосибирской области не отмечалось.
    
1.6 Сейсмическая обстановка
    Стабильная. На прошедшей неделе на территории Новосибирской области сейсмических событий магнитудой 3 и более  не зарегистрировано.

1.7 Эпидемическая обстановка
Стабильная. Продолжается сезонная заболеваемость населения ОРВИ. За отчетную неделю заболело 25014 человек. Уровень заболеваемости  составил 89,5 на 10 тыс. населения (пороговый уровень 64,4). Эпидемический порог превышен на 39,0%. Проводятся мероприятия по профилактике заболевания ОРВИ и гриппом.
С начала эпидемического сезона клещевого энцефалита (по состоянию на              10 апреля) в медицинские учреждения обратились 36 человек по поводу укусов клещами, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Диагноз  клещевой энцефалит ни у кого не подтвердился. Проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение массового распространения клещевого энцефалита среди населения: создан запас средств для профилактики и лечения клещевого энцефалита, провакцинировано 161189 человек.

1.8 Эпизоотическая обстановка
Стабильная. В д.Богословка Усть – Таркского сельсовета Усть – Таркского района действуют ограничительные мероприятия (карантин) по бруцеллезу крупного рогатого скота.
На территории на территории д.Волово Татарского муниципального округа,         п.Троицкий Кочковского района, с.Новолокти Искитимского района действуют  ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству.

    1.9 Радиационная и химическая обстановка
    За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Обь, Кольцово не зарегистрировано.     Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма – фону.

1.10 Пожарная обстановка
На территории Новосибирской области за отчетный период (с 03 по 09 апреля) произошло 203 пожара (в жилом секторе – 33 (из них 20 в жилье и  13 в надворных постройках)), в результате которых 2 человека погибло и 5 человек были травмированы.
В 2024 году за аналогичный период было зарегистрировано 74 пожара (в жилом секторе – 37 (из них 18 в жилье и 19 в надворных постройках)), в результате которых 3 человека погибло и 7 человек получили травмы.

    1.11 Обстановка на объектах энергетики
За истекшую неделю в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области работа систем электроснабжения проходила в штатном режиме. Возникающие дефекты и аварии устранялись в течение суток и носили локальный характер.
Наиболее значимые отключения электроснабжения
06 апреля с 18:10 до 22:58  в н.п. Убинское, с. Владимировка, п. Крещенский Убинского района под отключение электроснабжения попали 1659 частных жилых дома (проживают 5200 человек, из них 1313 детей), 7 социально-значимых объектов (3 СОШ, 2 детских сада, 2 ФАП). Причина – аварийное отключение ТП.
08 апреля с 12:11 до 13:57  в н.п. Мошково Мошковского района под отключение электроснабжения попали 12 многоквартирных жилых дома (проживают 2104 человека, из них 700 детей), 2 социально-значимых объекта (СОШ, д/с). Причина – дефект кабеля.
09 апреля с 12:00 до 14:50  в Кировском районе г. Новосибирска под отключение попали 26 многоквартирных жилых домов (проживают 3000 человек, из них 900 детей), 1 социально-значимый объект (СОШ). Причина – авария на ТП.

1.12 Обстановка на объектах ЖКХ
Отопительный период проходил в штатном режиме. Аварийных ситуаций на объектах ЖКХ продолжительностью более суток не зарегистрировано. Возникающие дефекты устранялись в течение суток и носили локальный характер.
Наиболее значимые нарушения жизнеобеспечения населения
03 апреля с 08:47 в н.п. Шайдуровский Ордынского района под отключение водоснабжения  попали 130 частных жилых дома (проживают 277 человек, из них 70 детей), 4 социально-значимых объекта (СОШ, ДК, д/с, ФАП). Причина – дефект скважины. По состоянию на 10 апреля проведено заседание КЧС и ОПБ района. Постановлением администрации Ордынского района введен режим функционирования «Повышенная готовность» до стабилизации обстановки. Силами Шайдуровского сельсовета организован подвоз питьевой воды населению машиной ГАЗ 53 с бочкой ёмкостью 4 м3 (плечо подвоза 18 км).
06 апреля с 09:55 до 20:45 07 апреля в с. Верх-Красноярка Северного района под отключение водоснабжения попали 166 частных жилых дома (проживают 352 человека, из них 61 ребенок), 3 социально-значимых объекта (СОШ, ФАП, дом культуры). Причина – повреждение водовода диаметром - 110 мм. Подвоз воды был организован автомобилем ГАЗ-66 емкостью 2 м3.
08 апреля с 13:00 до 19:00  в Ленинском районе г. Новосибирска под отключение водоснабжения попали 7 многоквартирных жилых дома (проживают 2900 человек, из них 960 детей), 1 социально-значимый объект (д/с). Причина – дефект на водопроводе диаметром 200 мм.
    Продолжаются поставки топлива согласно заключенных договоров.
    По состоянию на 04 апреля запас топлива составил:
- твердого топлива – 64022 т или 51,0 %  от нормативного запаса;
- жидкого топлива – 298,0 т или 157,0 %  от нормативного запаса.

1.13 Обстановка на дорогах
На дорогах области за отчетный период зарегистрировано 42 ДТП, в результате которых 4 человека погибли и 59 человек получили травмы.
В связи с неблагоприятными погодными условиями временно прекращалось автобусное сообщение:
04 апреля с 15 населенными пунктами по 4 маршрутам в Кыштовском и Чистоозерном районах.
05 апреля с 26 населенными пунктами по 11 маршрутам в Кыштовском, Чистоозерном, Купинском, Куйбышевском районах и Татарском муниципальном округе.
06 апреля с 5 населенными пунктами по 5 маршрутам в Купинском, Куйбышевском районах и Татарском муниципальном округе.
07 апреля с 12 населенными пунктами по 10 маршрутам в Куйбышевском районе и Татарском муниципальном округе.
08 апреля с 23 населенными пунктами по 9 маршрутам в Куйбышевском, Купинском, Кыштовском, Чистоозерном районах и Татарском муниципальном округе.
09 апреля с 4 населенными пунктами по 2 маршрутам в Чистоозерном районе.
10 апреля с 4 населенными пунктами в Татарском и Кыштовском районах. Сообщение осуществлялось на автомобилях повышенной проходимости.
На контроле перелив через автомобильную дорогу регионального значения в Коченевском районе Н-1211, 1 км а/д Н-1212 - 1 км а/д 1206 - объездная р.п. Коченево  (глубина перелива 10 см).
По состоянию на 08:00 05 апреля на контроле 1 перелив через автомобильную дорогу регионального значения (Н-1211, 1 км а/д Н-1212 - 1 км а/д 1206-объездная р.п. Коченево).  Глубина перелива 7 см (за сутки -3 см).
По состоянию на 08:00 06 апреля на контроле 1 перелив через автомобильную дорогу регионального значения (Н-1211, 1 км а/д Н-1212 - 1 км а/д 1206-объездная р.п. Коченево).  Глубина перелива 7 см (за сутки без изменений).
По состоянию на 08:00 07 апреля на контроле 1 перелив через автомобильную дорогу регионального значения (Н-1211, 1 км а/д Н-1212 - 1 км а/д 1206-объездная р.п. Коченево).  Глубина перелива 7 см (за сутки без изменений).
По состоянию на 08:00 08 апреля на контроле 1 перелив через автомобильную дорогу регионального значения (Н-1211, 1 км а/д Н-1212 - 1 км а/д 1206-объездная р.п. Коченево).  Глубина перелива 7 см (за сутки без изменений).
По состоянию на 08:00 08 апреля на контроле 1 перелив через автомобильную дорогу регионального значения (Н-2405, "8 км а/д Н-2404 - Красный Камешок-Ключики").  Глубина перелива 10 см (за сутки без изменений).
По состоянию на 08:00 09 апреля на контроле 1 перелив через автомобильную дорогу регионального значения (Н-2405, "8 км а/д Н-2404 - Красный Камешок-Ключики").  Глубина перелива 10 см (за сутки без изменений).
По состоянию на 08:00 09 апреля на контроле 1 перелив через автомобильную дорогу регионального значения (Н-1101, "70 км а/д К-12 Пихтовка-Пономаревка").  Глубина перелива 7-10 см.
09 апреля в связи с повышением уровня воды в реке Шегарка произошло подтопление автодороги местного значения от н.п. Пономаревка до н.п. Хохловка, нарушено сообщение с н.п. Хохловка Колыванского района (7 домов, 11 человек, детей нет). Глубина подтопления составляет 60 см, старостой н.п. Хохловка организована лодочная переправа.  
Сотрудниками ДРСУ был организован мониторинг, выставлены сигнальные вешки. Проезд на автомобильной технике осуществлялся без ограничений, имеются альтернативные пути объезда.

    1.14 Обстановка на железнодорожном транспорте
    На территории области за прошедшую неделю на железнодорожном транспорте ЧС не зарегистрировано.

1.15 Обеспечение безопасности на водных объектах
На водных объектах области за отчетный период было зарегистрировано 1 происшествие.  
07 апреля на р. Бердь  микрорайон Серебряный Бор г.Бердска в 10:00 поступила информация о том, что рыбак провалился под лед. Спасателями Бердского ПСО МЧС России тело мужчины (1940 г.р.) было извлечено из воды и передано сотрудникам полиции для проведения следственных мероприятий.
С учётом оперативной обстановки и в соответствии с Планом проведения месячника безопасности людей на водных объектах в Новосибирской области в осенне-зимний период 2024-2025 годов организовано проведение акции «Ледоход».

1.16 Угроза совершения террористических актов
Поступали анонимные сообщения о минировании различных зданий и объектов Новосибирской области.
Во всех случаях пострадавших не было, оперативными службами и кинологическими расчетами все здания и объекты, прилегающие территории были проверены, взрывные устройства не обнаружены.
По всем случаям сотрудниками правоохранительных органов проводятся оперативно-следственные мероприятия.  

1.17 Другие вопросы
08 апреля в г. Искитиме на река Бердь по заявке полиции были организованы поиски  мужчины (1945 г.р.), который 31 марта 2025 ушел на рыбалку и пропал без вести. Поиски результатов пока не дали, будут продолжены по заявке полиции.
08 апреля в д.Старобибеево Болотнинского района на река Обь  по заявке полиции  были организованы поиски мужчины (1967 г.р.), который ушел на рыбалку и пропал без вести. Поиски результатов пока не дали, будут продолжены по заявке полиции.
08 апреля по ул. 1-я Чулымская вблизи дома 84 а на территории частного сектора Ленинского района был обнаружен предмета похожий на мину. Группой по разминированию ИТО «ОМОН» Росгвардии предмет был идентифицирован как наступательная противопехотная мина с взрывчатым веществом без взрывателя. Предмет представлял угрозу. Боеприпас был изъят для утилизации сотрудниками полиции.

2. Прогноз

2.2 Геомагнитный прогноз
Магнитное поле Земли возможно неустойчивое 11 апреля, ожидается спокойное 12 апреля. Ухудшение условий КВ-радиосвязи возможно в отдельные часы суток 11 апреля.Общее содержание озона в озоновом слое выше нормы.

2.3 Прогноз гидрологической обстановки
    ЧС, связанных с опасными гидрологическими явлениями, не прогнозируется.  
Процесс разрушения ледового покрова на реках области входит в завершающую стадию. Ожидается дальнейшее незначительное повышение уровней воды в реках Бердь, Тара, Тартас, Омь и Бакса. Достижение критических уровней не прогнозируется. Возможно подтопление пониженных участков местности и прибрежных территорий населённых пунктов. Подтопление жилых домов и объектов экономики маловероятно.
На Новосибирском водохранилище продолжится процесс очищения ото льда.
          Новосибирская ГЭС на предстоящей неделе будет осуществлять свою работу в соответствии с графиком пропуска паводковых вод на весенне-летний период 2025 года.    Среднесуточные сбросы воды из Новосибирской ГЭС будет в пределах 3050 + 50м3/с, при этом уровень воды в р.Обь по гидропосту г. Новосибирска ожидается 250 ± 10 см.

2.4 Прогноз лесопожарной обстановки
С 12 по 14 апреля в Мошковском, Купинском, Баганском, Доволенском, Ордынском, Красноозерском и Сузунском районах Новосибирской области ожидается высокая пожароопасность 4-го класса горимости.
Не исключено возникновение очагов природных пожаров с наибольшей вероятностью в южной и приобско - боровой зонах области (Купинский, Баганский, Карасукский, Краснозерский, Кочковский, Здвинский районы).
    В выходные дни в связи с выездом населения на дачные участки возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях,  прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим, их пригородов и в районах садово – дачных обществ.
    На территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.
Основными причинами возникновения лесных пожаров могут послужить нарушение населением правил пожарной безопасности (при разжигании костров и мангалов, в том числе во время охоты на водоплавающую дичь в связи с прохождением весенней охоты, сжигании сухой травы и мусора), несанкционированные отжиги стерни, особенно вдоль дорог, выполнение работ с применением открытого огня, особенно вблизи лесных массивов и на лесных территориях.

2.5 Прогноз экологической обстановки
Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на предстоящей неделе на территории области маловероятно.

2.6 Прогноз эпидемической обстановки  
ЧС маловероятно. Продолжится сезонная заболеваемость населения ОРВИ.
В связи со сходом снежного покрова на открытых территориях возможны единичные случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Ареал природного очага клещевого вирусного энцефалита охватывает 23 территории Новосибирской области – 19 районов области (Болотнинский, Венгеровский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Кыштовский,  Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Черепановский, Краснозерский, Усть-Таркский, Барабинский, Каргатский и Чулымский, Чановский),                                     1 муниципальный округ (Маслянинский) и 3 городских округа (Бердск, Новосибирск, Обь).

    2.7 Прогноз эпизоотической обстановки
Возникновение ЧС маловероятно. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.

2.8 Прогноз пожарной обстановки
Сохраняется риск возникновения  пожаров, особенно в районах сельской местности, в частном жилом секторе и садово – дачных обществах с постоянным проживанием людей. Причинами возгорания могут стать неосторожное  обращение населения с огнем (в том числе при курении в состоянии алкогольного опьянения), нарушение правил устройства и эксплуатации  электрооборудования, монтажа и эксплуатации электропроводки, неправильное устройство и неисправность отопительных печей и дымоходов, использование для обогрева помещений обогревательных устройств кустарного производства и  газового оборудования.

2.9 Прогноз обстановки на дорогах
Возможно возникновение ДТП, связанное с увеличением количества автотранспорта, появлением велосипедов, мотоциклов и электросамокатов на дорогах, ухудшением дорожного покрытия, утратой водителями опыта вождения за зимний период, с наибольшей вероятностью на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями – на дорогах межмуниципального значения, нерегулируемых железнодорожных переездах и потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 35,812км по 35,844км, с 37,350км по 482км (г.Бердск, протяженность 0,165км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
-(Р-256 «Чуйский тракт») – с 32,398км по 32,569км,   (г.Бердск, протяженность 0,18км, опасный поворот),  
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 37,849км по 38,029км, с 38,136км по 38,218км, с 39,937км по 39,458км   (г.Бердск, протяженность 0,693км, опасный поворот),
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 43,082км по 43,812км (Искитимский район, протяженность 0,765км, крутой спуск (подъём)),
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 48,541км по 48,954км (Искитимский район, протяженность 0,413км, крутой спуск (подъём)),
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 52,710км по 54,782км (Искитимский район, протяженность 2,012км, крутой спуск (подъём)),
-Р-256 «Чуйский тракт» - с 96,527км   по 98,205км (Черепановский район, протяженность 1,678км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 56,170км по56,579км (Мошковский район, протяженность 0,409км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
-Р-255 «Сибирь» – с 58,400км по59,473км (Мошковский район, протяженность 1,073км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 62,409км по 63,188км (Мошковский район, протяженность 0,779км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 69,111км по 70,752км (Мошковский район, протяженность 1,641км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 71,418км по 72,788км (Мошковский район, протяженность 1,370км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь»  – с 90,042км по91,863км (Мошковский район, протяженность 1,443км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 95,180км по 96,829км (Болотнинский район, протяженность 1,649км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 105,320км по 106,370км (Болотнинский район, протяженность 1,350км, опасный поворот),
-(Р-255 «Сибирь» – с 106,672км по 108,617км (Болотнинский район, протяженность 1,945км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 107,825км по 108,502км (Болотнинский район, протяженность 0,677км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 137,388м по 138,658км (Болотнинский район, протяженность 1,270км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 139,350км по 141,000км (Болотнинский район, протяженность 1,650км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 139,038км по 139,785км (Болотнинский район, протяженность 0,757км, крутой спуск (подъём)),
- К-19р - с 44 по 46км  Тогучинского района,
- К-17р - с 41 по 44км Новосибирского района,
- К-19р - с 13 по 14км  Новосибирского района,
- К-17р – с 80 по 105км Ордынского района,
- К-12 – с 16 по 25км  Колыванского района.
Не исключено возникновение ДТП на дорогах по причине неправильного выбора скоростного режима в зависимости от метеорологических и дорожных условий, управления транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, нарушения правил дорожного движения пешеходами.
    Преобладающими видами ДТП будут наезд на пешеходов, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие.

2.10 Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение ЧС на железнодорожном транспорте маловероятно.  

2.11 Прогноз обстановки на объектах энергетики
    Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах энергетики по метеорологическим условиям маловероятно.
    Не исключены аварии на линиях электропередач (ЛЭП) и трансформаторных подстанциях (ТП), связанные с выходом из строя отдельных участков ЛЭП снабжения населения электроэнергией, вызванные износом систем энергоснабжения (местами до 50-60%).

2.12 Прогноз обстановки на объектах ЖКХ  
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах ЖКХ по метеорологическим условиям маловероятно.
Возможны аварии на котельных, случаи выхода из строя отдельных участков теплотрасс и трубопроводов обеспечения населения теплом и водой, связанные с прохождением отопительного периода.
Учитывая плотность населения и общее количество объектов ЖКХ, к наиболее вероятным районам по аварийности на объектах ЖКХ можно отнести гг. Новосибирск, Искитим, Бердск, Куйбышев, Новосибирский, Искитимский, Тогучинский, Краснозерский, Коченевский, Мошковский, Ордынский и Черепановский районы Новосибирской области.

2.13 Обеспечение безопасности на водных объектах
Сохраняется вероятность возникновения несчастных случаев и происшествий на водоемах, связанных с провалом людей в местах выхода на весенний лед водоемов, не вскрывшихся ото льда с наибольшей вероятностью на Новосибирском водохранилище, озерах Чаны, Мал.Чаны, Яркуль и Сартлан, а на водоёмах, освободившихся ото льда - в случаях нарушения правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами при лове рыбы и охоте на водоплавающую дичь в связи с прохождением сезона охоты (особенно находясь в нетрезвом состоянии) с наибольшей вероятностью на реках Обь, Бердь, Иня, Омь.                                                              
Возможно возникновение несчастных случаев по причине оставления детей без присмотра вблизи водоемов.

Рекомендации по организации и проведению превентивных мероприятий и информированию населения
По информированию населения и организаций:
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Вести контроль за своевременным оповещением населения, руководителей и ответственных лиц учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты всех форм собственности, а также других структур на подведомственной территории, работающих в сфере организации отдыха и туризма населения, в случаях угрозы возникновения ЧС.
3. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.
     По организации пропуска паводковых вод:
    1. Продолжить работу по выполнению мероприятий  в соответствии с распоряжением губернатора Новосибирской области от 28.01.2025г. № 10-р «О мероприятиях по организации пропуска паводковых вод на территории Новосибирской области в 2025 году»:
    - Поддерживать в готовности состав сил и средств, привлекаемый для выполнения противопаводковых мероприятий и проведения аварийно-восстановительных работ, места их базирования, уточнить порядок оповещения и сбора, организацию связи и порядок управления, провести проверки готовности техники, предназначенной для работы в условиях паводка, в том числе плавающих средств;
    - обеспечить готовность систем оповещения населения и организаций о чрезвычайных ситуациях;
    - осуществлять контроль за проведением мероприятий по защите источников питьевой воды от загрязнения, соблюдением технологического режима обеззараживания питьевой воды, подаваемой населению и ее качеством, а также за устойчивым снабжением населения качественной питьевой водой, в том числе на территориях садовых и дачных участков;
    - Осуществлять контроль за наличием в необходимых объемах запасов материально-технических средств, топлива для котельных, инертных материалов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и первоочередного жизнеобеспечения населения в населенных пунктах, подверженных риску подтопления;
    - Осуществлять проведение обследований дорог, мостов, дюкеров, шлюзов, закрытых водоемов, шламоотстойников,  водопропускных труб, принять меры по их очистке, ремонту и дополнительному укреплению, меры, обеспечивающие безаварийный пропуск паводковых вод через искусственные дорожные сооружения на автомобильных дорогах местного значения, произвести проверку и очистку дренажных систем;
    - организовать, а при необходимости провести комплекс инженерных мероприятий по укреплению водозащитных дамб в наиболее опасных местах с ликвидацией искусственных водозащитных сооружений, препятствующих пропуску паводковых вод;
    - обеспечить безаварийный пропуск паводковых вод на гидротехнических сооружениях;
    - провести комплекс мероприятий по подготовке населения к экстренной эвакуации в безопасные районы, установить и довести до сведения населения сигналы об экстренной эвакуации и порядок действий по ним;
    - обеспечить готовность пунктов временного размещения в возможному приему отселяемого населения с затопляемых территорий;
    - обеспечить наличие в населенных пунктах, изолируемых в период прохождения весеннего половодья, необходимых запасов материальных, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного жизнеобеспечения населения;
- осуществлять своевременную работу временных гидрологических постов наблюдения для осуществления постоянного наблюдения за изменением гидрологической обстановки;
- осуществлять работу постов наблюдения за развитием паводковой обстановки и проверить систему оповещения членов комиссий по чрезвычайным ситуациям;
    - осуществлять в период прохождения весеннего половодья информирование населения по вопросам соблюдения требований безопасности в паводковом периоде, о складывающейся обстановке и принимаемых мерах по ее стабилизации;
    - определить, оборудовать и обозначить места возможной посадки вертолетов, подготовить к ним подъездные пути;
    - проводить разъяснительную работу с населением о необходимости страхования движимого и недвижимого имущества от причинения ущерба стихийным бедствием;
    - осуществлять контроль за техническим состоянием бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории муниципального образования;
- обеспечить отвод талых и поверхностных вод от поселений муниципального образования;
    - иметь в ЕДДС график дежурства руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в период паводка;
    - осуществлять надзор за санитарной очисткой мест в населённых пунктах, расположенных в водоохранных зонах открытых водоёмов, требовать от организаций жилищно-коммунального хозяйства проведение дезинфекции выгребных ям, помойниц и дворовых уборных на не канализованных территориях в предполагаемых зонах затопления, своевременного вывоза твердых бытовых отходов и очистку канализационных выгребов;
    - обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации, складывающиеся в результате неблагоприятной паводковой обстановки в целях создания условий для нормального функционирования транспортного сообщения.
    По предупреждению лесных и ландшафтных пожаров:
    1. Продолжить работу по выполнению мероприятий  в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области  от 31.03.2025г. № 67 «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2025 году»:
    - проводить профилактическую работу среди сельхозпроизводителей и населения о недопустимости проведения выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения;
    - проводить разъяснительную работу с учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами, владеющими, пользующимися и (или) распоряжающимися территорией, прилегающей к лесу, об обязательном выполнении требований пунктов 65 – 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
    - обеспечить проведение противопожарной пропаганды, организацию уроков по противопожарной пропаганде в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях о правилах пожарной безопасности в лесах, а также о мерах административной и уголовной ответственности за их несоблюдение;
    - выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения проводить в соответствии с требованиями пожарной безопасности, установленными пунктом 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
    - использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов проводить с соблюдением требований пожарной безопасности, в соответствии с приложением № 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
    - в срок до 14.04.2025 организовать подготовку и предоставление в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, а также ГУ МЧС России по Новосибирской области перечня собственников земельных участков, прилегающих к лесу;
    2. На время действия особого противопожарного режима (Постановление Губернатора Новосибирской области от 08.04.2025 года № 75)  в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, организовать работу по созданию (обновлению) минерализованных полос вокруг населенных пунктов шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров в соответствии с требованием, установленным пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
    - организовать проведение работ по очистке населенных пунктов от сухой травянистой растительности и другого горючего мусора, в том числе, предусмотрев данные мероприятия в планах благоустройства территорий.
    - в течение пожароопасного сезона организовать проведение выездных обследований в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства, которые возлагают обязанность на правообладателей земельных участков, своевременного принятия мер по уборке мусора и сухой травы, прилегающей территории к земельному участку, а также запрета использования открытого огня, с целью исключения перехода ландшафтного (природного) пожара на жилые строения, расположенные в населенном пункте;
    - со дня схода снежного покрова организовать работу по обеспечению очистки от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов территории, прилегающей к лесу на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо других мер путем создания (обновления) противопожарных минерализованных полос, отделяющих лес, шириной не менее 1,4 метра или иных противопожарных барьеров;
    - в случае повышения пожарной опасности своевременно устанавливать на соответствующих территориях особый противопожарный режим с определением конкретных мероприятий по обеспечению дополнительных требований пожарной безопасности, в том числе содержащих привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространения ландшафтных (природных) пожаров на территории населенных пунктов, а также дополнительных требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение развития пожаров и их последствий, вызванных атаками беспилотных летательных аппаратов на объекты хранения нефти и нефтепродуктов;
    - обеспечить своевременное информирование граждан, землепользователей, предприятий и организаций об установлении особого противопожарного режима и выполнение дополнительных требованиях пожарной безопасности, устанавливаемых при его введении, через единую диспетчерскую службу муниципального образования Новосибирской области;
    - незамедлительно информировать старшего оперативного дежурного оперативной дежурной смены Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Новосибирской области о начале и окончании действия особого противопожарного режима на территории муниципальных образований Новосибирской области;
    - в целях предупреждения, выявления и локализации очагов природных пожаров (палов травы), пресечения случаев сжигания мусора на территории муниципальных образований в пожароопасный сезон, во взаимодействии с территориальными подразделениями ГУ МЧС России по Новосибирской области, территориальными органами МВД России на районном уровне, подчиненными Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, территориальными подразделениями министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области до начала пожароопасного сезона организовать работу по созданию патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку создания и организации работы патрульных, патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп, разработанными Федеральным центром науки и высоких технологий Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России»;
    - продолжить работу по принятию нормативных правовых актов по вопросам стимулирования и привлечения населения к деятельности добровольной пожарной охраны, а также информированию населения об имеющейся нормативной правовой базе по поддержке пожарного добровольчества, передовых формах и методах работы;
    - продолжить работу по оказанию содействия в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных Новосибирской области, в том числе по оснащению необходимым пожарно-техническим вооружением, боевой одеждой и инвентарем;
    - организовать привлечение добровольцев, работников организаций и населения на тушение ландшафтных (природных) пожаров, а также для защиты населенных пунктов в случае возникновения угрозы перехода на них лесных и других ландшафтных (природных) пожаров;
    - продолжить работу по обеспечению всех населенных пунктов, территорий садоводства или огородничества источниками наружного противопожарного водоснабжения, созданию на пожароопасный сезон пожарных водоемов, сооружению временных водоемов, а также обеспечению возможности забора воды из них пожарной техникой;
    - усилить меры по контролю за состоянием имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения;
    - сформировать резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров;
    - осуществить подготовку и поддержание в готовности достаточного количества сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    - предусмотреть привлечение техники для создания дополнительных минерализованных полос в случае возникновения непосредственной угрозы перехода лесных и других ландшафтных (природных) пожаров на населенные пункты, определить порядок ее привлечения в максимально короткое время;
    - организовать обучение населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
    - обеспечить систематическое информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами, о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний (сходов) населения;
    - обеспечить готовность к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
    - к началу пожароопасного сезона организовать оформление паспортов населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также паспортов территорий организации отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров по формам согласно приложениям № 8 и 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
    - с 14.04.2025 организовать, ежедневно представлять, не позднее 21:00 часов, информации о результатах реагирования патрульных, патрульно-маневренных и маневренных групп через Единую дежурную диспетчерскую службу в оперативную дежурную смену Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Новосибирской области, в соответствии с установленной формой;
    -  организовать на протяжении всего пожароопасного сезона в соответствии с действующим законодательством работу административных комиссий органов местного самоуправления муниципальных образований (муниципальных округов) Новосибирской области, в части своевременного рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях в сфере благоустройства, выраженных в несвоевременном принятие правообладателями мер по уборке от сухой травянистой растительности прилегающей к жилым домам территорий;
     -при необходимости произвести обновление соответствующих муниципальных правовых актов, предусматривающих ответственность правообладателей за своевременное принятие мер по очистке от сухой травянистой растительности прилегающей к жилым домам территории, с целью исключения случаев перехода на них ландшафтных (природных) пожаров;
    - организовать работу по регистрации (через единые диспетчерские службы) всеми главами муниципальных образований, должностными лицами специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на территории муниципальных образований, должностными лицами ЕДДС муниципальных районов и главами сельских поселений персонализированных учетных записей в мобильном приложении «Термические точки» и на портале firenotification.mchs.gov.ru, а также своевременной проверке термических точек, обнаруженных по средствам космического мониторинга, в мобильном приложении «Термические точки» или на портале;
    - в соответствии с пунктом 418 Правил противопожарного режима в Российской Федерации организовать направление в течение 3 дней со дня утверждения паспорта населенного пункта и паспорта территорий организации отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования (субъекта Российской Федерации), территориальный отдел (отделения) надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новосибирской области;
    - организовать работу по определению перечней объектов экономики, массового отдыха, транспорта, критически важных объектов, исправительных учреждений, энергетики, подверженных угрозе перехода на них ландшафтных (природных) пожаров;
    - в случае установления в рамках муниципального контроля фактов отсутствия минерализованных полос, либо не очистке от сухой травянистой растительности земельных участков, примыкающих к лесу, направлять подтверждающую информацию с фототаблицей в территориальный отдел (отделение) надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новосибирской области.
    По риску возникновения техногенных пожаров:
1. Проводить комплекс мероприятий, направленных на  снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах) противопожарной пропаганды.
2. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными дымовыми пожарными извещателями, являющимися одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна; вести контроль за техническим состоянием ранее установленных (выданных) извещателей в местах проживания социально-незащищенной категории граждан.
    4. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
5. Обеспечить пожарную безопасность на объектах сельскохозяйственного производства и  на объектах животноводства.
    6. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
7. Обеспечить пожарную безопасность объектов ТЭК и ЖКХ.
    8. Проводить профилактические мероприятия, направленные на профилактику детской гибели и травматизма; провести с гражданами, имеющими детей, разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
    9. Продолжить системную работу органов социальной защиты по оказанию адресной помощи социально незащищенным слоям населения в ремонте (замене) печного отопления и электропроводки.
10. Проводить работу с руководителями садоводческих обществ по обеспечению пожарной безопасности на соответствующих территориях.
    По риску возникновения аварий на объектах  ТЭК и ЖКХ:
1. В связи с прохождением отопительного периода, вести усиленный контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ с целью недопущения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системе жизнеобеспечения населения, быть готовыми к  принятию экстренных мер в случае возникновения аварий.
2. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения и уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
3. Осуществлять выборочный осмотр фундамента опор ЛЭП в местах возможного затопления  для проверки надежности крепления опор в грунте, с выявлением отклонения опор от оси.
4. Организовать наблюдение и при необходимости откачку воды в местах возможного затопления объектов электросетевого хозяйства.
5. Организовать проведение осмотров переходов воздушных линий через реки. (При необходимости в поймах рек у опор, подверженных затоплению и размыву, обновить установленные ранее или установить дополнительно рейки и реперы для замера уровней воды).
6. Проверить состояние обваловки фундаментов опор, защиты оснований опор от ледохода, при обнаружении повреждений принять меры по их восстановлению.
7. Организовать подготовку к пропуску и пропуск талых поверхностных и грунтовых вод через дренажные устройства, водоотводные канавы.
8. Обеспечить отвод талых вод от зданий и подземных коммуникаций объектов энергоснабжения.
9. Исключить попадание талых вод в кабельные каналы, маслосборники, источники водоснабжения.
По риску возникновения ДТП и нарушения транспортного сообщения:
1. Во взаимодействии с ГАИ вести усиленный контроль за безопасностью дорожного движения.
2. Информировать участников дорожного движения о складывающихся метеорологических условиях.
    По риску возникновения происшествий на водных объектах:
1. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести усиленный контроль за соблюдением правил поведения на водных объектах.
2. Проводить работу по выявлению мест скопления рыбаков, устанавливать предупреждающие и запрещающие знаки, заграждения на подъездах и съездах к водным объектам.
3. Проводить разъяснительную работу с населением, занятия в школьных учреждениях по мерам безопасности и правилам поведения на водных объектах, об опасности выхода на тонкий лед водных объектов в весенний период.
4. По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены  202-01-30 (круглосуточно).
При угрозе и  возникновении ЧС:
1.  При угрозе возникновения ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, вводить режим повышенной готовности.
2. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.  
3. При угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера звонить на единый номер вызова экстренных оперативных служб 112, информировать оперативную дежурную смену ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области - дежурного по силам и средствам по телефону 203-51-09 и дежурную смену аварийно – спасательной службы Новосибирской области по телефону 218-22-32 для оперативного задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
4. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и
информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области по телефону  217-68-06.
5. Для работы с населением действуют «телефон доверия» ГУ МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.



Возврат к списку

up