Оперативная обстановка
КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области с 19 по 25 мая 2017 года.
1. Исходная обстановка1.1 Метеорологическая
За прошедшую неделю в период с 12 по 18 мая на территории Новосибирской области среднесуточная температура воздуха составила +9,+14ºС. Ночью температура воздуха колебалась от +11,+16ºС до 0,+5ºС (при прояснениях местами заморозки до -6ºС), днем от +23,+28ºС до +5,+10ºС.
ЧС, связанных с опасными и неблагоприятными метеорологическими явлениями, не произошло.
1.2 Гидрологическая
ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, не произошло.
По состоянию на 18 мая уровни воды на реках области составили:
Река Пункт
наблюдения Критические
отметки
(см) Уровень воды (см) над «0»
графика на 18.05.2017 г. Изменение уровня воды за сутки
(+/-)
Обь Новосибирск 500 371 -2
Омь Куйбышев 680 606 +4
Тартас Венгерово 730 519 +4
Тара Кыштовка 950 639 +2
На остальных реках области наблюдается устойчивое снижение уровней воды.
Достижения опасных отметок не зарегистрировано.
Проводился мониторинг паводковой обстановки на реке Омь в Куйбышевском, Убинском районах и на реке Обь в г. Новосибирске.
На сегодняшний день остаются, подтоплены 8 дачных участков в Первомайском районе г. Новосибирска (СНТ «Геолог» - 7 и «Строймашевец» - 1).
Функционирование ГЭС
Новосибирское водохранилище осуществляет свою работу в соответствии с утвержденным графиком пропуска паводковых вод 2017 года, принятом на совещании МРГ в Верхне-Обском БВУ (уточнен МРГ от 04.05.2017г).
По состоянию на 8:00 часов 18 мая средний уровень воды в Новосибирском водохранилище составляет 112,53м (Балтийской системы измерений), сброс 4400м³/сек, приток 4920м³/сек. Уровень воды в реке Обь находится на отметке 371см.
1.3 Лесопожарная обстановка
По результатам анализа погоды на территории Новосибирской области в период с 12 по 18 мая классы пожароопасности устанавливались с 1-го по 4-й.
15 мая всем заинтересованным структурам было направлено экстренное предупреждения о том, что в период с 15 по 19 мая в Доволенском и Карасукском районах Новосибирской области сохранится высокая пожароопасность 4 класса горимости и риск возникновения очагов природных пожаров (источник возможных ЧС – высокий класс пожарной опасности). ЧС не произошло.
За прошедшую неделю (с 12 по 18 мая) на территории Новосибирской области зарегистрировано и ликвидировано 29 очагов природных пожаров на общей площади 291,53га (лесная 286,53га). Действующих очагов природных пожаров нет. С начала пожароопасного сезона зарегистрировано 72 очага природных пожаров общей площадью 587,85га (лесная 560,95га).
1.4 Радиационная и химическая
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Объ, Кольцово не зарегистрировано. Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма – фону.
1.5 Экологическая
Стабильная. Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории НСО не отмечалось.
1.6 Эпидемическая
Стабильная. С начала эпидемического сезона клещевого энцефалита (по состоянию на 18 мая) в медицинские учреждения обратились 3360 человек по поводу укусов клещами. Диагноз «клещевой энцефалит» ни у кого не подтвердился. Проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение массового распространения клещевого энцефалита среди населения: создан запас иммуноглобулина, провакцинировано 182620 человек, проведена акарицидная обработка лесопарковых зон, детских оздоровительных лагерей отдыха на площади 1219,1га (подлежит обработке 7853га).
1.7Эпизоотическая
Стабильная.
1.8 Пожарная
За период с 12 по 18 мая на территории Новосибирской области произошло 37 бытовых пожаров (в жилом секторе – 29), в результате которых 1 человек погиб и 4 человека травмировано.
В 2016 году за аналогичный период было зарегистрировано 47 пожаров, погибших не было.
1.9 Обстановка на объектах энергетики
Энергосистема Новосибирской области работает в штатном режиме.
1.10 Обстановка на объектах ЖКХ
В муниципальных районах и городских округах Новосибирской области все объекты ЖКХ функционировали в повседневном режиме. Возникающие дефекты устранялись в течение суток и носили локальный характер.
Отопительный период 2016/2017 года в Новосибирской области прошел удовлетворительно и завершился в г.Новосибирске 10 мая, в муниципальных районах – в период с 10 по 15 мая.
В настоящее время всеми предприятиями и органами местного самоуправления разработаны планы по подготовке к отопительному периоду 2017/2018 года, реализация которых будет начата сразу по завершению текущего отопительного периода.
1.11 Обстановка на дорогах
За период с 12 по 18 мая на дорогах области зарегистрировано 16 ДТП, в результате которых 2 человека погибло и 19 человек травмировано.
1.12 Обстановка на железнодорожном транспорте
За период 12 по 18 мая на территории области на железнодорожном транспорте происшествий не зарегистрировано.
1.13 Обеспечение безопасности на водных объектах
Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме. За период с 12 по 18 мая на водных объектах области происшествий не зарегистрировано.
1.14 Анализ сейсмической обстановки
На территории Новосибирской области сейсмических событий не произошло.
2. Прогноз
2.1 Природные источники ЧС
Возникновение ЧС, вызванных опасными и неблагоприятными метеорологическими явлениями, на территории области маловероятно.
2.1.2 Геомагнитный прогноз
19 и 20 мая магнитное поле Земли ожидается неустойчивое. Нарушения КВ-связи возможны в отдельные часы суток. Состояние озонового слоя выше нормы.
2.1.3 Прогноз гидрологической обстановки
На предстоящий период на реках Тара, Тартас и Омь ожидается стабилизация уровней воды с последующим их снижением. Достижение критических отметок и подтопление жилых домов и объектов экономики не прогнозируется.
С учетом гидрологического прогноза и текущей обстановки можно предположить, что прохождение второй волны паводка ожидается в третьей декаде мая.
Новосибирское водохранилище будет осуществлять свою работу в соответствии с утвержденным графиком пропуска паводковых вод на 2017 год.
Среднесуточные сбросы воды в нижний бьеф будут увеличены с 19 мая до 4600±100 м3/с, с 20 мая 4650±100 м3/с.
Уровень воды в р. Обь в районе гидрологического поста г.Новосибирска будет в пределах 390 + 10см. При данном уровне возможно подтопление до 200 садово – дачных участков, расположенных в Первомайском районе («Геолог», «Строймашевец», «Геофизик», «Молодость») и Советском районе («Волна», «Дорожник», «Театральный», «Здоровье») г.Новосибирска.
2.1.4 Лесопожарный прогноз
Классы пожарной опасности на территории области с учетом ожидаемой метеорологической обстановки ожидаются с 1-го по 3-й, в отдельных районах не выше 4-го класса.
Возможно возникновение очагов природных пожаров в южной и приобско - боровой зонах области (Купинский, Баганский, Карасукский, Краснозерский, Кочковский, Здвинский районы).
На территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.
В выходные дни ожидается массовый выезд населения на дачные участки, в связи с чем возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях, прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим и в районах садово – дачных обществ.
Основными причинами возникновения природных пожаров могут послужить нарушение населением правил пожарной безопасности при нахождении в лесных массивах при разжигании костров, сжигании сухой травы и мусора на приусадебных и дачных участках.
2.1.5 Прогноз экологической обстановки
Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на предстоящей неделе на территории НСО не прогнозируется.
2.2 Техногенные источники ЧС
2.2.1 Прогноз пожарной обстановки
Сохраняется вероятность возникновения пожаров, особенно в районах сельской местности, в частном жилом секторе и садово-дачных обществах.
Причинами возгорания могут стать курение в состоянии алкогольного опьянения, неосторожное обращение населения с огнем, в том числе при сжигании сухой травы и мусора на дачных и приусадебных участках, разжигании костров и мангалов, нарушение правил монтажа и эксплуатации электропроводки, нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и печного отопления.
2.2.2 Прогноз обстановки на дорогах
На дорогах города и области существенного изменения дорожно-транспортной обстановки не прогнозируется.
Возможно незначительное увеличение общего количества ДТП в период выходных дней, связанных с увеличением количества автотранспорта, велосипедистов и мотоциклистов на дорогах, ухудшением дорожного покрытия, утратой водителями опыта вождения за зимний период, с наибольшей вероятностью на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями – на дорогах межмуниципального значения, нерегулируемых железнодорожных переездах и потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
-М-51 (Р-254 «Иртыш») – с 1352,215 км по 1352,355км (Чулымский район, протяженность 0,140км, сложный перекресток с разными углами пересечения с второстепенной дорогой),
-М-51 (Р-254 «Иртыш») – с 1137,28км по 1137,58км (Барабинский район, протяженность 0,300км, перекресток под углом 30 град.),
-М-51 (Р-254 «Иртыш») – с 1412км по 1428 км (Коченевский район, протяженность 16км),
-М-51 (Р-254 «Иртыш») – с 1036,745км по 1036,970км (Чановский район, протяженность 0,225км, перекресток под углом 30 град.),
- М-51 (Р-254 «Иртыш») – с 1053,023км по 1053,173км (Чановский район, протяженность 0,150км, сложный перекресток, на второстепенной дороге число полос больше, чем на основной),
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 28,99км по 33,05км (г.Новосибирск, протяженность 4,06км, высокая интенсивность движения, превышающая расчетную в 4 раза),
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 38,923км по 39,455км (г.Новосибирск, протяженность 0,532км, извилистый участок с малыми радиусами).
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 40,65км по 51,452км (Искитимский район, протяженность 10,802км, крутые спуски и подъёмы, многократное изменение рядности движения),
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 81,998км по 82,336км (Искитимский район, протяженность 0,338км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») - с 117,510км по 117,71км (Черепановский район, протяженность 0,2км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 105,430км по 105,558км (Черепановский район, протяженность 0,128км, крутые спуски и подъёмы),
-М-52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 96,518км по 97,860км (Черепановский район, протяженность 1,342км, крутые спуски и подъёмы),
- М52 (Р-256 «Чуйский тракт») – с 119,771км по 119,926км, (Черепановский район, протяженность 0,155км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-53 (Р-255 «Сибирь») – с 38,550км по 39,800км (Мошковский район, протяженность 1,25км, извилистый участок с малыми радиусами),
-М-53 (Р-255 «Сибирь») – с 34,500км по 36,900км (Мошковский район, протяженность 2,4км, извилистый участок с малыми радиусами, крутые спуски и подъемы),
-М-53 (Р-255 «Сибирь») – с 90,057км по 91,65км (Мошковский район, протяженность 1,593км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
-М-53 (Р-255 «Сибирь») – с 58,600км по 59,400км (Мошковский район, протяженность 0,8км - крутые спуски и подъемы),
-М-53 (Р-255 «Сибирь») – с 105,930км по 107,650км (Болотнинский район, протяженность 1,72км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
- Северный обход (Р-254 «Иртыш») – с 47км по 53км (Новосибирский район, аварийно опасный участок),
- К-19р - с 44 по 46км Тогучинского района,
- К-17р - с 41 по 44км Новосибирского района,
- К-19р - с 13 по 14км Новосибирского района,
- К-17р – с 80 по 105км Ордынского района,
- К-12 – с 16 по 25км Колыванского района.
2.2.3 Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение происшествий на железнодорожном транспорте маловероятно.
2.2.4 Прогноз обстановки на объектах энергетики
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах энергетики по метеорологическим условиям маловероятно.
2.2.5 Прогноз обстановки на объектах ЖКХ
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах ЖКХ по метеорологическим условиям не прогнозируется.
Возможны случаи выхода из строя отдельных участков теплотрасс и трубопроводов обеспечения населения теплом и горячей водой, связанные с началом плановых ремонтных работ и гидравлическими испытаниями на плотность и прочность тепловых сетей по зоне ТЭЦ-5.
Учитывая плотность населения и общее количество объектов ЖКХ, к наиболее вероятным районам по аварийности на объектах ЖКХ можно отнести гг.Новосибирск, Искитим, Бердск, Куйбышев, Новосибирский, Искитимский, Тогучинский, Краснозерский, Коченевский, Мошковский, Ордынский и Черепановский районы Новосибирской области.
2.3 Источники ЧС биолого-социального характера
2.3.1 Эпидемические ЧС
ЧС не прогнозируются.
В связи с наступлением весенне – летнего периода, возможны случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Наиболее неблагополучными по клещевому энцефалиту являются 19 районов области (Болотнинский, Венгеровский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Черепановский, Краснозерский, Усть-Таркский, Барабинский, Каргатский и Чулымский) и 3 города (Бердск, Новосибирск, Обь).
2.3.2 Эпизоотические ЧС
ЧС не прогнозируются. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.
2.4 Обеспечение безопасности на водных объектах
Возможно возникновение несчастных случаев на водных объектах, связанных с несоблюдением общепринятых правил поведения и нахождением в нетрезвом состоянии на водных объектах при лове рыбы, оставлением детей вблизи водоемов без присмотра взрослых, нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами с наибольшей вероятностью на Новосибирском водохранилище, на реках Обь, Бердь, Иня, озерах Чаны, Медвежье, Сартлан, Урюм.
Рекомендованные превентивные мероприятия
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Проводить комплекс мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах, школах и т.д.) противопожарной пропаганды.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна.
4. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования.
5. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально-неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
6. Провести с гражданами, имеющими детей, разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
7. Провести инструктажи с директорами школ, классными руководителями, преподавателями-организаторами основ безопасности жизнедеятельности по вопросам обеспечения безопасности детей при возникновении пожаров и связанных с ними чрезвычайных ситуаций.
8. Продолжить системную работу органов социальной защиты по оказанию адресной помощи социально незащищенным слоям населения в ремонте (замене) печного отопления и электропроводки.
9. Обеспечить пожарную безопасность на объектах сельскохозяйственного производства и на объектах животноводства.
10. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
11. Обеспечить пожарную безопасность объектов ТЭК и ЖКХ и объектов жилого назначения.
12. Вести контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ, систем электроснабжения с целью недопущения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системе жизнеобеспечения населения, быть готовыми к принятию экстренных мер в случае возникновения аварий.
13. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения, уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
14. В связи с прогнозируемым подтоплением дачных участков в Советском и Первомайском районах г.Новосибирска, связанным с прохождением второй волны паводка, рекомендовать дачникам, чьи садовые участки находятся в зоне возможного подтопления, предпринять меры по сохранности имущества (поднять наиболее ценные вещи на верх (вторые этажи, чердаки и т.д.), при необходимости покинуть дачные участки на период подтопления.
15. Продолжить работу по выполнению мероприятий в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области № 63 от 10 апреля 2017г. «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2017 году»:
- продолжить выполнение мероприятий по защите населенных пунктов и объектов, расположенных в лесном фонде и на прилегающих к нему территориях, от лесных пожаров;
- проводить разъяснительную работу с учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами, владеющими, пользующимися и (или) распоряжающимися территорией, прилегающей к лесу, об обязательном выполнении правил противопожарного режима.
- Продолжить проведение работ по очистке территорий сельских поселений от сухой травянистой растительности и другого горючего мусора, в том числе предусмотрев данные мероприятия в планах благоустройства территорий; вести контроль за выполнением гражданами, предприятиями и организациями мероприятий по своевременной очистке от сгораемого мусора соответствующих территорий и соблюдению требований пожарной безопасности;
- обеспечить наличие и качество минерализованных полос вокруг населенных пунктов, попадающих в зону лесных и трансграничных пожаров (при необходимости организовать работу по их обновлению), провести опашку санкционированных свалок твердых бытовых отходов;
- предусмотреть привлечение техники для создания дополнительных минерализованных полос в случае возникновения непосредственной угрозы перехода лесных и ландшафтных пожаров на населенные пункты, определить порядок ее привлечения в максимально короткое время;
- в целях предупреждения, выявления и локализации очагов природных пожаров (палов травы), пресечения случаев сжигания мусора на территории муниципальных образований в пожароопасный сезон во взаимодействии с территориальными подразделениями Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области, территориальными подразделениями Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, территориальными подразделениями департамента лесного хозяйства Новосибирской области продолжить работу по созданию патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп;
- иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров;
- поддерживать в готовности достаточное количество сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами;
- проводить сходы населения с целью проведения разъяснительной работы по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведения информации об особом противопожарном режиме, по запрещению сжигания мусора, сухой травы, стерни и разведении костров в период сухой, жаркой и ветреной погоды и в период противопожарного режима.
- с помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров;
- активизировать работу среди населения и руководителей предприятий и учреждений по страхованию ими имущества от лесных пожаров, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования;
- обеспечить привлечение населения к проведению мероприятий по защите населенных пунктов от лесных пожаров;
- создать условия для забора воды пожарной техникой из источников водоснабжения и обустройство в соответствии с требованиями пожарной безопасности подъездов к ним, а также пирсов на открытых водоемах для установки на них пожарных автомобилей;
- обеспечить взаимодействие территориальных органов внутренних дел с лесничествами и лесопользователями в целях выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности на территориях, прилегающих к лесному фонду;
- иметь добровольные пожарные дружины для тушения лесных пожаров и обеспечить их необходимым снаряжением;
- усилить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях;
- ограничить въезд автотранспорта в лесные массивы, особенно в период действия особого противопожарного режима;
- уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров;
- в случае изменения обстановки на всей территории области, либо в отдельных районах, своевременно принимать решение о вводе особого противопожарного режима;
- в случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток).
16. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести постоянный контроль за соблюдением правил поведения на водных объектах.
Проводить работу по выявлению мест скопления рыбаков, устанавливать предупреждающие и запрещающие знаки, заграждения на подъездах и съездах к водным объектам.
Проводить разъяснительную работу и информировать население о правилах поведения на водных объектах; проводить занятия в школьных учреждениях по мерам безопасности и правилам поведения на водных объектах.
Организовать взаимодействие инспекторского состава Центра ГИМС с подразделениями ГИБДД для совместного патрулирования на стационарных и подвижных постах с целью проверки транспортировки маломерных судов к водным объектам.
По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены 218-74-60 (круглосуточно).
17. Вести контроль за своевременным оповещением населения, руководителей и ответственных лиц учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты всех форм собственности, а также других структур на подведомственной территории, работающих в сфере организации отдыха и туризма населения.
18. При угрозе возникновения ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, вводить режим повышенной готовности.
19. Во взаимодействии с ГИБДД вести контроль за безопасностью дорожного движения. Проводить в учебных заведениях занятия по соблюдению детьми правил дорожного движения.
20. Провести контроль за проверкой надежности крепления наружных рекламных щитов и других массивных конструкций, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровли крыш зданий административного и социального назначения.
21. В связи с началом грозового периода, проверить молниеприемники на техническую исправность, произвести замер сопротивления заземлительного контура, а также готовность молниезащиты в грозоопасный сезон.
22. При угрозе возникновения ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера информировать оперативную дежурную смену ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области по телефонам 231-07-32, 223-47-14, 217-68-06 и дежурную смену аварийно – спасательной службы Новосибирской области по телефону 218-22-32 для задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
23. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Новосибирской области по телефону 217-68-06.
24. Для работы с населением действует «телефон доверия» ГУ МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.