Центр ГО,ЧС и ПБ НСО
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»

Оперативная обстановка

КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области с 31 июля по 06 августа 2015 года.

1.    Исходная обстановка

    1.1 Метеорологическая
За прошедшую неделю в период с 24 по 30 июля на территории Новосибирской области среднесуточная температура воздуха составила +10,+15ºС. Ночью температура воздуха колебалась от +9,+14ºС до +13,+18ºС, днем  от +18,+23ºС до +24,+29ºС.

1.2 Гидрологическая
ЧС, связанных с гидрологическими явлениями, не произошло.

    Функционирование ГЭС
По состоянию на 8:00 часов 30 июля средняя отметка воды в верхнем бьефе составляет 113,34м БС (Балтийской системы измерений), сброс 2990м³/сек, приток 1820м³/сек. Уровень воды в реке Обь  находится на отметке 136см.
    
    1.3 Лесопожарная обстановка
В период с 24 по 30 июля на территории Новосибирской области пожароопасность снизилась от 4-го  до 1-го, 2-го класса горимости.
    За прошедшую неделю (с 24 по 30 июля) очагов природных пожаров не зарегистрировано. По состоянию на 30 июля, действующих очагов природных пожаров нет.
    С начала пожароопасного сезона зарегистрировано 174 очага природных пожаров общей площадью 946,01га (лесная 934,21га).

1.4 Радиационная и химическая
За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Объ, Кольцово не зарегистрировано. Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма – фону.

1.5 Экологическая
За истекшую неделю экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории НСО не отмечалось.

1.6 Эпидемическая
    Стабильная. С начала эпидемического сезона клещевого энцефалита (по состоянию на 30 июля) в медицинские учреждения обратились 17148 человек по поводу укусов клещами. Диагноз  «клещевой энцефалит» подтвердился у              114 человек, «клещевой боррелиоз» - у 172 человек. 2 человека умерло. Проводятся профилактические мероприятия, направленные на недопущение массового распространения клещевого энцефалита среди населения: создан запас иммуноглобулина, провакцинировано 184922 человека, проведена акарицидная обработка лесопарковых зон, детских оздоровительных лагерей отдыха на площади 8133,8га (подлежит обработке 7830га).

    1.7 Эпизоотическая
    Стабильная.
    
    1.8 Эпифитотическая
    Стабильная.
Сохраняется опасный вредитель сельскохозяйственных культур «саранчовые» в стадии личинки в Краснозерском, Карасукском, Купинском, Чистоозерном, Кочковском,  Усть – Таркском, Венгеровском, Северном, Куйбышевском, Барабинском, Убинском, Здвинском, Каргатском, Чулымском, и Тогучинском районах на общей площади 54045га  и в стадии эмаго в Краснозерском, Карасукском, Баганском, Купинском, Чистоозерном, Кочковском, Доволенском,  Усть – Таркском, Венгеровском, Северном, Куйбышевском, Барабинском, Убинском, Здвинском, Каргатском, Чулымском, Маслянинском и Тогучинском районах на общей площади 20820га (эпидемический порог превышен на естественных угодьях, пастбищах, лугах и сорной растительности).
Выявлен особо опасный вредитель леса «непарный шелкопряд» (гусеницы) в 8 районах (Барабинский, Доволенский, Здвинский, Карасукский, Краснозерский, Куйбышевский, Купинский, Татарский) на общей площади 74920га и «шелкопряд монашенка» (гусеницы) в Ордынском районе  на общей площади 479,8га. Эпидемический порог не превышен. Обработано пестицидами 3973,8га  (100% запланированных) в Ордынском районе.

    1.9 Пожарная
    За период 24 по 30 июля на территории Новосибирской области произошло 30 бытовых пожаров (в жилом секторе – 18), в результате которых 1 человек погиб и 5 человек травмировано.
    В 2014 году за аналогичный период был зарегистрирован 41 пожар, погибших не было.

    1.10 Обстановка на объектах энергетики
    Энергосистема Новосибирской области работает в штатном режиме.

    1.11 Обстановка на объектах ЖКХ
В муниципальных районах и городских округах Новосибирской области все объекты ЖКХ функционируют в повседневном режиме. Возникающие дефекты устраняются в течение суток и носят локальный характер. Продолжаются плановые ремонтные работы по подготовке объектов ЖКХ к новому отопительному сезону.
    
    1.12 Обстановка на дорогах
    За период с 24 по 30 июля на дорогах области произошло 44 ДТП, в результате которых 6 человек погибло и 54 человека травмировано.
    Происшествие
25 июля в 20:55 в результате ДТП с участием грузового автомобиля «HOWO» произошло частичное обрушение пешеходного моста через Советское шоссе в Новосибирском районе, в результате которого погиб водитель автомобиля.

    1.13 Обеспечение безопасности на водных объектах
    Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме.
    За период с 24 по 30 июля на водных объектах области зарегистрировано     2 происшествия – утонуло 2 человека.
    
    1.14 Анализ сейсмической обстановки
    На территории Новосибирской области сейсмических событий не произошло.

Прогноз

2.1 Природные источники ЧС
    Возникновение ЧС природного характера на территории области маловероятно.

    Геомагнитный прогноз
    31 июля и 01 августа магнитное поле Земли ожидается неустойчивое. Нарушения КВ-связи возможны в отдельные часы суток. Состояние озонового слоя выше нормы. Солнечная активность ожидается низкая.
    Прогноз гидрологической обстановки    
    ЧС, связанные с опасными гидрологическими явлениями, не прогнозируются.

    Лесопожарный прогноз
    Возникновение природных пожаров по метеорологическим условиям маловероятно. Однако не исключено их возникновение по причине нарушения населением правил пожарной безопасности при нахождении в лесных массивах с наибольшей вероятностью в южной (Купинский, Баганский, Карасукский, Краснозерский, Кочковский, Здвинский районы) и приобско - боровой зонах области.
    В выходные дни ожидается массовый выезд населения за город и на дачные участки, в связи с чем возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях,  прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим и в районах садово – дачных обществ.
    На территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.
         
    2.2 Техногенные источники ЧС
    
    Прогноз пожарной обстановки
    Сохраняется вероятность возникновения  пожаров, особенно в районах сельской местности и в частном жилом секторе.
    Причинами возгорания могут стать неосторожное  обращение населения с огнем, в том числе при курении, нарушение правил устройства и эксплуатации  электрооборудования, правил монтажа и эксплуатации электропроводки.

    Прогноз обстановки на дорогах
    На дорогах города и области существенного изменения дорожно-транспортной обстановки  не прогнозируется.    
    Наибольшее количество ДТП, связанных с увеличением количества автотранспорта, велосипедистов и мотоциклистов на дорогах, ухудшением дорожного покрытия, произойдет на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов.
В выходные дни  возможно увеличение количества  ДТП с тяжкими последствиями на загородных трассах, на автодорогах вне населенных пунктов и на дачных направлениях, связанное с ростом числа автотранспорта  при следовании к местам отдыха и на  потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
     -М-51 – с 1421,7км по 1423,5км (Коченевский район, протяженность 1,8км, транспортная развязка),
-М-51 – с 1143 км по  1145 км (Барабинский район, протяженность 2км, транспортная развязка),
-М-51 – с 1281км  1282км (Каргатский район, сложный перекресток с разными углами пересечения с второстепенной дорогой),
-М-52 – с 28,99км по 33,05км (г.Новосибирск, протяженность 4,06км, Высокая интенсивность движения, превышающая расчетную в 4 раза),
-М-52 – с 38,923км по 39,455км  (г.Новосибирск, протяженность 0,532км, извилистый участок с малыми радиусами).
-М-52 – с 71,194км по 77,193км (Искитимский район, протяженность 5,999км, крутые спуски и подъёмы, извилистый участок с малыми радиусами, многократное изменение рядности движения),
-М-52 – с 96,518км по 97,860км (Черепановский район, протяженность 1,342км, крутые спуски и подъёмы),
-М-53 – с 34,500км по 36,900км (Мошковский район, протяженность 2,4км,  извилистый участок с малыми радиусами, крутые спуски и подъемы),
    -М-53 – с 105,930км по 107,650км (Болотнинский район, протяженность 1,72км, затяжные крутые спуски и подъемы, мост через реку),
- К-19р - с 94 по107км  Тогучинского района,
- К-19р - с 27 по 35км  Новосибирского района,
    - К-17р - с 80 по 105км Ордынского района.
Преобладающими видами ДТП будут столкновение, наезд на пешеходов, опрокидывание и наезд на препятствие.
Общее количество ДТП ожидается в пределах среднестатистических данных для данного периода времени.

Обстановка на объектах энергетики
Возникновение аварий, способных привести к ЧС выше муниципального характера, маловероятно.

Обстановка на объектах ЖКХ
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах ЖКХ маловероятно, однако в связи с проведением плановых ремонтных работ не исключены перебои в работе коммунальных систем жизнеобеспечения населения, с наибольшей вероятностью в городах Новосибирск, Бердск, Искитим, в Искитимском, Карасукском, Коченевском, Куйбышевском, Тогучинском, Черепановском и Новосибирском районах.
    
2.3 Источники ЧС биолого-социального характера

Эпидемические ЧС
ЧС не прогнозируются. Возможны единичные случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита. Наиболее неблагополучными по клещевому энцефалиту являются 19 районов области (Болотнинский, Венгеровский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Кыштовский, Маслянинский, Мошковский, Новосибирский, Ордынский, Северный, Сузунский, Тогучинский, Черепановский, Краснозерский, Усть-Таркский, Барабинский, Каргатский и Чулымский) и 3 города (Бердск, Новосибирск, Обь).
Не исключается вероятность возникновения единичных вспышек острых кишечных инфекций, возникающих при употреблении в пищу недостаточно обработанных овощей и фруктов, а также некачественных продуктов питания и воды.

Эпизоотические ЧС
ЧС не прогнозируются. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.

Эпифитотические ЧС
ЧС не прогнозируются.

2.4 Обеспечение безопасности на водных объектах
Возможно возникновение несчастных случаев на водных объектах, связанное  с нарушением правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами, купанием в необорудованных и необследованных местах, оставлением детей без присмотра вблизи водоемов.

Рекомендованные превентивные мероприятия
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Проводить комплекс мероприятий, направленных на  снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах, школах и т.д.) противопожарной пропаганды.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными пожарными извещателями, которые являются одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна.
    4. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования. Держать на контроле их бесперебойное обеспечение теплом и электроснабжением.
    5. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально-неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
    6. Провести с гражданами, имеющими детей,  разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
    7. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
8. Обеспечить пожарную безопасность на объектах сельскохозяйственного производства и  на объектах животноводства.
    9. Вести контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ, систем электроснабжения с целью недопущения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций. Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системе жизнеобеспечения населения.
    10. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения,  уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
11. Продолжить работу по выполнению мероприятий  в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области № 41 от 20 марта 2015г.    «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории
Новосибирской области в 2015 году»:    
    - продолжить выполнение мероприятий по защите населенных пунктов и объектов, расположенных в лесном фонде и на прилегающих к нему территориях, от лесных пожаров;
- иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров;
- поддерживать в готовности достаточное количество сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами;
- проводить сходы населения с целью проведения разъяснительной работы по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведения информации об особом противопожарном режиме, по запрещению сжигания мусора и сухой травы;
- с помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров;
- продолжить работу среди населения и руководителей предприятий и учреждений по страхованию ими имущества от лесных пожаров, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования;
- привлекать население к проведению мероприятий по защите населенных пунктов от лесных пожаров;
- при необходимости обновить опашку населенных пунктов и санкционированных свалок твердых бытовых отходов;
- поддерживать условия для забора воды пожарной техникой из источников водоснабжения и обустройство в соответствии с требованиями пожарной безопасности подъездов к ним, а также пирсов на открытых водоемах для установки на них пожарных автомобилей;
- обеспечить взаимодействие территориальных органов внутренних дел с лесничествами и лесопользователями в целях выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности на территориях, прилегающих к лесному фонду;
- осуществлять совместно с участковыми, инспекторами территориальных отделов надзорной деятельности патрулирование территорий с целью раннего обнаружения пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности;
- иметь добровольные пожарные дружины для тушения лесных пожаров и обеспечить их необходимым снаряжением;
- проводить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях;
- запретить работы, связанные с применением открытого огня в лесных массивах и на прилегающих к ним территориях, разведение костров на эксплуатируемой территории руководителям организаций, собственникам, лицам, уполномоченным пользоваться и распоряжаться землями;
- силами оперативных групп комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления обеспечить ежедневное патрулирование населенных пунктов, расположенных вблизи и в лесных массивах на предмет соблюдения правил пожарной безопасности;
- оказывать содействие отделам лесных отношений и лицам, использующим леса, в реализации основного плана мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории Новосибирской области в 2015 году, уделить особое внимание вопросам взаимодействия и привлечения дополнительных сил и средств для тушения лесных пожаров;
- при необходимости ограничить въезд автотранспорта в лесные массивы;
- уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров;
- поддерживать минерализованные полосы вокруг населенных пунктов, попадающих в зону лесных и трансграничных пожаров, в очищенном состоянии;
- в случае изменения обстановки на всей территории области, либо в отдельных районах, своевременно принимать решение о вводе особого противопожарного режима;
- в случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток).
12. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести контроль за соблюдением правил поведения на водных объектах в зонах возможного отдыха, за соблюдением правил эксплуатации плавательных средств, уделить особое внимание местам вблизи водоемов, посещаемым населением.
    В местах неорганизованного отдыха людей на водных объектах устанавливать предупреждающие и запрещающие знаки.
    Вести разъяснительную работу и информировать население о правилах поведения  на воде.
Организовать взаимодействие инспекторского состава Центра ГИМС с подразделениями ГИБДД  для совместного патрулирования на стационарных и подвижных постах с целью проверки транспортировки маломерных судов к водным объектам.
По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены  218-74-60 (круглосуточно).
    13. Во взаимодействии с ГИБДД, вести   контроль за безопасностью дорожного движения.
    14. Продолжить контроль за соблюдением санитарных норм при организации питания в детских дошкольных учреждениях, оздоровительных лагерях и объектах социального значения; организовать микробиологический контроль за качеством воды поверхностных водоемов, являющихся источниками питьевой воды, обратить внимание на готовность аварийных служб к устранению аварий на водопроводных и канализационных сетях.
    15. Продолжить контроль за проверкой   надежности крепления наружных рекламных щитов и других массивных конструкций, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровли крыш зданий административного и социального назначения.
    16. При необходимости выполнить опиловку больших крон, старых ветвей и гнилых деревьев, находящихся вблизи линий электропередач и сооружений.
    17. При угрозе возникновения ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера информировать оперативную дежурную смену ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области по телефонам  231-07-32, 223-47-14, 217-68-06 и дежурную смену аварийно – спасательной службы Новосибирской области по телефону   266-15-57 для задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
    18. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС Новосибирской области  по телефону  217-68-06.
    19. Для работы с населением действует «телефон доверия» ГУ МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.

Возврат к списку