Центр ГО,ЧС и ПБ НСО
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»
Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области»

Оперативная обстановка

КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области с 19 по 25 апреля 2024 года

    Прогноз подготовлен с учетом информации, поступившей от ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС", Западно-Сибирского Метеоагенства, Министерства ЖКХ и энергетики НСО, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО, Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов).

1. Исходная обстановка
(за период 12 по 18 апреля)

1.1 Метеорологическая обстановка
    На прошедшей неделе на территории Новосибирской области среднесуточная температура воздуха составила +2,+7ºС и колебалась ночью от             -6,-11ºС (местами -17ºС)   до +2,+7ºС, днем от 0,+5ºС до +7,+12ºС (местами +17ºС). Осадки разной интенсивности прошли в большинстве дней недели.
ЧС, связанных с опасными метеорологическими явлениями, не произошло.  

1.2 Гидрологическая обстановка
В течение недели гидрологическая обстановка развивалась в соответствии с прогнозом. На реках Бердь, Омь, Майзас ледоход входит в завершающую стадию. На реках Тартас и Бакса продолжается процесс освобождения ото льда. На реке Тара начался ледоход. При повышении уровня воды в реках критических отметок достигнуто не было.

    Функционирование ГЭС
Новосибирская ГЭС осуществляет свою работу в соответствии с утвержденным графиком пропуска весеннего половодья на 2024г.
По состоянию на 18 апреля средний уровень воды в Новосибирском водохранилище составил 109,22м БС (Балтийской системы измерений), сброс составил 2920 м³/сек, приток 4360 м³/сек. Уровень воды в реке Обь находится на отметке 239 см.

1.3 Лесопожарная обстановка
Стабильная. Постановлением Губернатора Новосибирской области от       12.04. 2024  № 76 на территориях Баганского, Барабинского, Доволенского, Здвинского, Искитимского, Карасукского, Колыванского, Коченевского, Кочковского, Краснозерского, Купинского, Новосибирского, Ордынского, Сузунского, Чистоозерного районов, городов Бердск, Искитим, Новосибирск, Обь и рабочего поселка Кольцово Новосибирской области пожароопасный сезон устанавлен с 15 апреля, на территориях Болотнинского, Венгеровского, Каргатского, Куйбышевского, Кыштовского, Маслянинского, Мошковского, Северного, Татарского, Тогучинского, Убинского, Усть-Таркского, Чановского, Черепановского и Чулымского районов устанавливается с 19 апреля.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от   15.04. 2024              № 186-п установлен особый противопожарный режим на территориях Баганского, Барабинского, Доволенского, Здвинского, Искитимского, Карасукского, Колыванского, Коченевского, Кочковского, Краснозерского, Купинского, Новосибирского, Ордынского, Сузунского, Чистоозерного районов, городов Бердск, Искитим, Новосибирск, Обь и рабочего поселка Кольцово с 15 апреля по 13 мая 2024 года, на территориях Болотнинского, Венгеровского, Каргатского, Куйбышевского, Кыштовского, Маслянинского, Мошковского, Северного, Татарского, Тогучинского, Убинского, Усть-Таркского, Чановского, Черепановского, Чулымского районов – с 19 апреля по 13 мая 2024 года.
По состоянию на 18 апреля по данным космического мониторинга на территории Новосибирской области зафиксировано всего 66 термических точек, из них 51 в 5-ти км зоне. Угрозы населенным пунктам не было.

    1.4 Экологическая обстановка
    Стабильная. Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на территории Новосибирской области не отмечалось.

1.5 Сейсмическая обстановка
На прошедшей неделе на территории Новосибирской области сейсмических событий не произошло.

1.6 Эпидемическая обстановка
Стабильная.

1.7 Эпизоотическая обстановка
Стабильная.

    1.8 Радиационная и химическая обстановка
    За истекшую неделю фактов выброса вредных веществ в атмосферу городов Новосибирска, Бердска, Искитима, Обь, Кольцово не зарегистрировано.     Потенциально опасные объекты работают в повседневном режиме. Радиационный фон соответствует природному гамма – фону.

    1.9 Пожарная обстановка
На территории Новосибирской области за отчетный период произошло              82 пожара (в жилом секторе – 22), в результате которых 3 человека погибло и                6 человек травмировано.
    В 2023 году за аналогичный период было  зарегистрировано 180 пожаров (в жилом секторе – 28), в результате которых 8 человек получили травмы.

    1.10 Обстановка на объектах энергетики
За истекшую неделю в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области работа систем электроснабжения проходила в штатном режиме. Возникающие дефекты и аварии устранялись в течение суток и носили локальный характер.
    
1.11 Обстановка на объектах ЖКХ
Отопительный сезон проходил в штатном режиме.
Наиболее значимые нарушения жизнеобеспечения населения
С 23:00 12.04.2024  до 13:00 13.04.2024 в г.Бердск произошло аварийное отключение холодного водоснабжения. Под отключение попали                                          9 многоквартирных жилых домов (проживает 3680 человек, из них 1207 детей),          2 социально-значимых объекта (детский сад, СОШ). Причина - дефект на водоводе диаметром 500мм. Водоснабжение восстановлено.
С 09:00 14.04.2024 до 04:00 15.04.2024 в Железнодорожном и Центральном районах г.Новосибирска произошло аварийное отключение теплоснабжения. Под отключение попали 63 многоквартирных жилых домов (проживают 11970 человек, из них 3990 детей), 5 социально-значимых объектов (ВУЗ, ДС, 3 СОШ), 4 административных здания, 3 объекта иного назначения. Причина – дефект трубопровода диаметром 500мм. Теплоснабжение восстановлено.
Информация о запасах топлива для коммунальных предприятий Новосибирской области:
нормативный запас по углю – 131 700 т, остатки на складах 61 354 т                       (на 12 апреля), процент готовности к нормативному запасу – 46,59%;
нормативный запас жидкого топлива – 190,6т, остатки на складах                         195,75 т (на 12 апреля), процент готовности к нормативному запасу  – 102,7%.
Городскими округами и муниципальными районами отрабатываются планы мероприятий по подготовке объектов энергетики, коммунального комплекса, жилищного фонда и социально-культурной сферы к работе в отопительный период 2024/2025 годов.
Министерством энергетики и ЖКХ Новосибирской области разрабатывается проект постановления Правительства Новосибирской области «О мероприятиях по подготовке объектов энергетики, коммунального комплекса, жилищного фонда и социально-культурной сферы в Новосибирской области к работе в отопительный период 2024/2025 года», который будет представлен на рассмотрение и утверждение на заседание Правительства Новосибирской области.

1.12 Обстановка на дорогах
На дорогах области за отчетный период зарегистрировано 29 ДТП, в результате которых 4 человека погибло и 34 человека получили травмы.
В течение недели находились на  контроле переливы через автомобильные дороги местного значения в Кочковском, Краснозерском, Кыштовском, Ордынском, Татарском, Усть-Таркском, Чулымском Болотнинском, Карасукском Сузунском районах. По состоянию на 08:00 18 апреля на контроле оставались             3 перелива через автомобильные дороги местного значения в Карасукском, Краснозерском, Чулымском районах. Глубина переливов составляла от 2 до 20см. Сотрудниками ДРСУ осуществляется мониторинг, выставлены сигнальные вешки, проводится отсыпка дорожного полотна.
С 02.04.2024 до 18:00 18.04.2024 ограничено движение всех видов транспорта из-за размыва насыпной дамбы через реку Карасук в н.п. Базово Чулымского района. Отсутствует сквозной проезд на участке автодороги от г. Чулым до н.п. Шайдуровский (Ордынский район). Имеется объезд по автодороге К-30 «103 км а/д К-17р - Петровский - Большеникольское – Чулым. Уровень воды в р.Карасук снижается, установлен пешеходный переход. Проводятся работы по восстановлению.
С 07.04.2024 в результате перелива на участке автомобильной дороги Н-1518 «Майское-Чернаки» в Краснозерском районе нарушено автомобильное сообщение с н.п. Чернаки (85 жилых домов, проживает 279 человек, 71 ребенок), 2 СЗО (ФАП, ДК). Пожарная безопасность обеспечена. Для оказания экстренной помощи имеется плавсредство.
С 18:00 15.04.2024 до 18:00 16.04.2024 ограничено движение всех видов транспорта из-за размыва земляного полотна на участке автомобильной дороги      Н-2420 (34 км а/д «К-29» - Лушники) в Сузунском районе. Нарушено автомобильное сообщение с н.п. Лушники (28 жилых домов, проживает 85 человек, 20 детей). Проезд по дороге осуществляется только для оказания экстренной помощи.
    С 14:00 15.04.2024 в связи повышением уровня воды в реке Мереть подтоплены подъездные пути к низководному мосту, а также частичное его повреждение, нарушено сообщение с н.п. Кротово Сузунского района (6 домов,      12 человек, 3 ребенка). Местным населением организована лодочная переправа. Пожарная безопасность обеспечена. Создан запас продовольствия.
В связи с весенней распутицей, было временно прекращено автобусное сообщение 12 апреля с 8 населенными пунктами по 4 маршрутам в  Кыштовском и Чистоозерном районах, 13 апреля с 1 населенным пунктом по 1 маршруту в  Купинском районе, 14 апреля с 10 населенными пунктами по 8 маршрутам в  Куйбышевском и Татарском районах, 15 апреля с 34 населенными пунктами по 13 маршрутам в Баганском, Купинском, Кыштовском и Татарском районах, 16 апреля с 26 населенными пунктами по 7 маршрутам в  Кыштовском, Венгеровском и Чистоозерном  районах, 17 апреля с 29 населенными пунктами по 9 маршрутам в  Кыштовском, Татарском и Купинском  районах. Отрезанных населенных пунктов не было, сообщение осуществлялось автомобилями повышенной проходимости.

1.13 Обстановка на железнодорожном транспорте
    На территории области за прошедшую неделю на железнодорожном транспорте ЧС не зарегистрировано.

1.14 Обеспечение безопасности на водных объектах
Подразделения Государственной инспекции по маломерным судам на прошедшей неделе несли службу в повседневном режиме.
На водных объектах области за отчетный период происшествий не зарегистрировано.


1.15 Угроза совершения террористических актов
В течение недели поступали анонимные сообщения о минировании различных зданий и объектов Новосибирской области.
Во всех случаях пострадавших не было, оперативными службами и кинологическими расчетами все здания и объекты, прилегающие территории были проверены, взрывные устройства не обнаружены.
По всем случаям сотрудниками правоохранительных органов проводятся оперативно-следственные мероприятия.

1.16 Другие вопросы
17.04.2024 в г. Куйбышев Куйбышевского района были организованы поиски подростка, который 10.04.2024 ушёл из дома в неизвестном направлении и не вернулся. Поиск результатов не дал, до настоящего времени его местонахождение не известно.
17.04.2024в  п. Рябиновый Мошковского района были организованы поиски мужчины, который 14.04.2024г ушел из дома и не вернулся домой. Тело мужчины было обнаружено в лесном массиве вблизи населенного пункта Рябиновка и передано сотрудникам полиции.

2. Прогноз

2.1 Метеорологический прогноз
Возникновение ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, на территории области маловероятно.

2.2 Геомагнитный прогноз
19 и 20 апреля магнитное поле Земли спокойное. Ухудшение условий КВ-радиосвязи  маловероятно. Озоновый слой выше нормы.

2.3 Прогноз гидрологической обстановки
Ожидаемые метеоусловия на  период выходных дней будут способствовать интенсивному снеготаянию и быстрому разрушению  ледяного покрова. С понедельника ожидаемое понижение температуры воздуха благоприятно скажется на дальнейшее прохождении ледохода.
В предстоящий период продолжится вскрытие рек ото льда.  На реках Бердь, Омь, Майзас, Тартас и Бакса ожидается завершение ледохода. С увеличением уровня воды в реках достижение критических значений маловероятно. Не исключается подтопление прибрежных и отдельных придворовых территорий в населенных пунктах, расположенных на реках Омь, Тартас и Бакса.
В период вскрытия реки Тара в районе н.п.Кыштовка возможно подтопление территорий, расположенных в пойменной части реки. Достижение критических значений маловероятно.  
Повышение уровня воды в реке Уй, протекающей через  н.п.Орловка Кыштовского района, может привести к подтоплению дороги с нарушением сообщения и возможному подтоплению до 3-х придворовых территорий. Подтопление жилых домов не прогнозируется.
При повышении уровня воды в реке Омь в районе н.п. Крещенка Убинского района до критических значений возможен перелив через дорожное полотно на автодороге сообщением «н.п. Крещенское – н.п. Лисьи Норки» с ограничением движения до населённого пункта Лисьи Норки.
На Обском водохранилище отмечается изменение структуры льда.
На предстоящий период планируется среднесуточный сброс воды из Новосибирского водохранилища в нижний бьеф 3050+ 50м3/с (изменения сбросов будут корректироваться в соответствии с декадным и пентадным прогнозами притока от  ФГБУ "Западно-Сибирское УГМС"). Продолжится наполнение водохранилища.

Уровень воды в р. Обь по гидропосту г. Новосибирска ожидается в пределах  250 ± 20 см.

  2.4 Прогноз лесопожарной обстановки
Не исключено возникновение очагов природных пожаров с наибольшей вероятностью в южной и приобско - боровой зонах области (Купинский, Баганский, Карасукский, Краснозерский, Кочковский, Здвинский районы).
    В выходные дни в связи с выездом населения на дачные участки возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров на территориях,  прилегающих к крупным населенным пунктам, особенно городов Новосибирск, Бердск, Искитим, их пригородов и в районах садово – дачных обществ.
    На территорию Карасукского, Баганского, Купинского и Чистоозерного районов возможен переход трансграничных пожаров с территории Павлодарской области Республики Казахстан.
Основными причинами возникновения лесных пожаров могут послужить нарушение населением правил пожарной безопасности (при разжигании костров и мангалов, в том числе во время охоты на водоплавающую дичь в связи с прохождением весенней охоты, сжигании сухой травы и мусора), несанкционированные отжиги стерни, особенно вдоль дорог, выполнение работ с применением открытого огня, особенно вблизи лесных массивов и на лесных территориях.

2.5 Прогноз экологической обстановки
Экстремально высокое и аварийное загрязнение окружающей среды на предстоящей неделе на территории области маловероятно.

2.6 Прогноз эпидемической обстановки  
ЧС маловероятно.
Возможны случаи обращения людей за медицинской помощью, связанные с укусами клещей, которые являются переносчиками клещевого энцефалита.

    2.7 Прогноз эпизоотической обстановки
ЧС маловероятно. Возможны единичные случаи заболевания животных бешенством.

    2.8 Прогноз пожарной обстановки
Сохраняется риск возникновения  пожаров, особенно в районах сельской местности, в частном жилом секторе и садово – дачных обществах с постоянным проживанием людей, связанных с использованием обогревательных устройств, в том числе кустарного производства, неправильным устройством и неисправностью отопительных печей и дымоходов, использованием для обогрева помещений газового оборудования.
Также причинами возгорания могут стать нарушение правил устройства и эксплуатации  электрооборудования, нарушение правил монтажа и эксплуатации электропроводки, неосторожное  обращение населения с огнем, в том числе при курении в состоянии алкогольного опьянения, при сжигании сухой травы и мусора на дачных и приусадебных участках, разжигании костров и мангалов.

2.9 Прогноз обстановки на дорогах
На дорогах города и области существенного изменения дорожно-транспортной обстановки  не прогнозируется.    
Возможно возникновение ДТП, связанное с увеличением количества автотранспорта, появлением велосипедов, мотоциклов и электросамокатов на дорогах, ухудшением дорожного покрытия, утратой водителями опыта вождения за зимний период с наибольшей вероятностью на внутригородских дорогах крупных населенных пунктов, а с наиболее тяжкими последствиями – на дорогах межмуниципального значения, нерегулируемых железнодорожных переездах и потенциально опасных участках федеральных и территориальных трасс:
    -Р-256 «Чуйский тракт» – с 35,812км по 35,844км, с 37,350км по 482км (г.Бердск, протяженность 0,165км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
-(Р-256 «Чуйский тракт») – с 32,398км по 32,569км,   (г.Бердск, протяженность 0,18км, опасный поворот).
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 37,849км по 38,029км, с 38,136км по 38,218км, с 39,937км по 39,458км   (г.Бердск, протяженность 0,693км, опасный поворот).
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 43,082км по 43,812км (Искитимский район, протяженность 0,765км, крутой спуск (подъём)),
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 48,541км по 48,954км (Искитимский район, протяженность 0,413км, крутой спуск (подъём)),
-Р-256 «Чуйский тракт» – с 52,710км по 54,782км (Искитимский район, протяженность 2,012км, крутой спуск (подъём)),
-Р-256 «Чуйский тракт» - с 96,527км   по 98,205км (Черепановский район, протяженность 1,678км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 56,170км по56,579км (Мошковский район, протяженность 0,409км, пересечение с железнодорожными путями в одном уровне),
-Р-255 «Сибирь» – с 58,400км по59,473км (Мошковский район, протяженность 1,073км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 62,409км по 63,188км (Мошковский район, протяженность 0,779км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 69,111км по 70,752км (Мошковский район, протяженность 1,641км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 71,418км по 72,788км (Мошковский район, протяженность 1,370км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь»  – с 90,042км по91,863км (Мошковский район, протяженность 1,443км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 95,180км по 96,829км (Болотнинский район, протяженность 1,649км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 105,320км по 106,370км (Болотнинский район, протяженность 1,350км, опасный поворот),
-(Р-255 «Сибирь» – с 106,672км по 108,617км (Болотнинский район, протяженность 1,945км, крутой спуск (подъём)),
-Р-255 «Сибирь» – с 107,825км по 108,502км (Болотнинский район, протяженность 0,677км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 137,388м по 138,658км (Болотнинский район, протяженность 1,270км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 139,350км по 141,000км (Болотнинский район, протяженность 1,650км, опасный поворот),
-Р-255 «Сибирь» – с 139,038км по 139,785км (Болотнинский район, протяженность 0,757км, крутой спуск (подъём)),
- К-19р - с 44 по 46км  Тогучинского района,
- К-17р - с 41 по 44км Новосибирского района,
- К-19р - с 13 по 14км  Новосибирского района,
- К-17р – с 80 по 105км Ордынского района,
- К-12 – с 16 по 25км  Колыванского района.
Не исключено возникновение ДТП на дорогах по причине неправильного выбора скоростного режима в зависимости от метеорологических и дорожных условий, управления транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, нарушения правил дорожного движения пешеходами, особенно детьми.
    Преобладающими видами ДТП будут наезд на пешеходов, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие.

2.10 Прогноз обстановки на железнодорожном транспорте
Возникновение ЧС на железнодорожном транспорте маловероятно.  

2.11 Прогноз обстановки на объектах энергетики
Возникновение аварий, способных привести к ЧС выше муниципального характера, маловероятно.
    Не исключены аварии на линиях электропередач (ЛЭП) и трансформаторных подстанциях (ТП), связанные с выходом из строя отдельных участков ЛЭП снабжения населения электроэнергией, вызванные износом систем энергоснабжения (местами до 50-60%).
В связи с началом пожароопасного сезона в  муниципальных районах и городских округах продолжится проведение превентивных мероприятий по недопущению возникновения ландшафтных пожаров вблизи линий электропередач, электрических подстанций по причине несанкционированных отжигов сухой травы, стерни, особенно вдоль дорог.
В связи с прохождением весеннего половодья возможно увеличение сроков восстановления систем энергоснабжения, вызванное  затруднением доставки аварийных бригад до места возможных аварий на объектах энергетики с целью проведения ремонтных работ из-за возможного нарушения транспортного сообщения.



2.12 Прогноз обстановки на объектах ЖКХ  
Возникновение ЧС и крупных аварий на объектах ЖКХ по метеорологическим условиям маловероятно.
Возможны аварии на котельных, случаи выхода из строя отдельных участков теплотрасс и трубопроводов обеспечения населения теплом и водой, связанные с прохождением отопительного периода.
Учитывая плотность населения и общее количество объектов ЖКХ, к наиболее вероятным районам по аварийности на объектах ЖКХ можно отнести гг. Новосибирск, Искитим, Бердск, Куйбышев, Новосибирский, Искитимский, Тогучинский, Краснозерский, Коченевский, Мошковский, Ордынский и Черепановский районы Новосибирской области.

2.13 Обеспечение безопасности на водных объектах
    Сохраняется вероятность возникновения несчастных случаев и происшествий на водоемах, связанных с провалом людей в местах выхода на весенний лед водоемов, не вскрывшихся ото льда с наибольшей вероятностью на Новосибирском водохранилище, озерах Чаны, Мал.Чаны, Яркуль и Сартлан, а на водоёмах, освободившихся ото льда - в случаях нарушения правил безопасности при пользовании маломерными плавательными средствами при лове рыбы и охоте на водоплавающую дичь в связи с прохождением сезона охоты (особенно находясь в нетрезвом состоянии) с наибольшей вероятностью на реках Обь, Бердь, Иня, Омь.                                                              
Возможно возникновение несчастных случаев по причине оставления детей без присмотра вблизи водоемов.

Рекомендации по организации и проведению превентивных мероприятий и информированию населения
По информированию населения и организаций:
1. В средствах массовой информации осуществлять активную пропаганду по фактам бытовых пожаров, по соблюдению мер пожарной безопасности, проводить разъяснительную работу с населением по соблюдению мер безопасности при эксплуатации электрического и газового оборудования в быту, о последствиях управления транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
2. Вести контроль за своевременным оповещением населения, руководителей и ответственных лиц учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты всех форм собственности, а также других структур на подведомственной территории, работающих в сфере организации отдыха и туризма населения, в случаях угрозы возникновения ЧС.
3. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.
    По сезонным рискам:
    1. Проверить надежность крепления наружных рекламных плакатов и щитов, особенно в местах с массовым пребыванием людей, крепления кровли крыш зданий административного и социального назначения.
    2. В связи с началом грозового периода, при необходимости проверить молниеприемники на техническую исправность, произвести замер сопротивления заземлительного контура, а также готовность молниезащиты в грозоопасный сезон.
    По организации пропуска паводковых вод:
    1. Продолжить работу по выполнению мероприятий  в соответствии с распоряжением губернатора Новосибирской области от 28.12.2023г. № 255-р «О мероприятиях по организации пропуска паводковых вод на территории Новосибирской области в 2024 году»:
    - Поддерживать в готовности состав сил и средств, привлекаемый для выполнения противопаводковых мероприятий и проведения аварийно-восстановительных работ, места их базирования, порядок оповещения и сбора, организацию связи и порядок управления, провести проверки готовности техники, предназначенной для работы в условиях паводка, в том числе плавающих средств.
    - Обеспечить готовность систем оповещения населения и организаций о чрезвычайных ситуациях.
    - Осуществлять контроль за проведением мероприятий по защите источников питьевой воды от загрязнения, соблюдением технологического режима обеззараживания питьевой воды, подаваемой населению и ее качеством, а также за устойчивым снабжением населения качественной питьевой водой.
    - Осуществлять контроль за наличием в необходимых объемах запасов материально-технических средств, топлива для котельных, инертных материалов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и первоочередного жизнеобеспечения населения в населенных пунктах, подверженных риску подтопления.
    - Осуществлять контроль за состоянием дорог, мостов, дюкеров, шлюзов, закрытых водоемов, шламоотстойников,  водопропускных труб, при необходимости принять меры по их очистке, ремонту и дополнительному укреплению, меры, обеспечивающие безаварийный пропуск паводковых вод через искусственные дорожные сооружения на автомобильных дорогах местного значения, произвести проверку и очистку дренажных систем.
    - Организовать, а при необходимости провести комплекс инженерных мероприятий по укреплению водозащитных дамб в наиболее опасных местах с ликвидацией искусственных водозащитных сооружений, препятствующих пропуску паводковых вод.
    - Обеспечить безаварийный пропуск паводковых вод на гидротехнических сооружениях.
    - Провести комплекс мероприятий по подготовке населения к экстренной эвакуации в безопасные районы, установить и довести до сведения населения сигналы об экстренной эвакуации и порядок действий по ним.
    - Проверить готовность пунктов временного размещения в возможному приему отселяемого населения с затопляемых территорий.
    - Обеспечить наличие в населенных пунктах, изолируемых в период прохождения весеннего половодья, необходимых запасов материальных, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного жизнеобеспечения населения.
- Осуществлять своевременную работу временных гидрологических постов наблюдения для осуществления постоянного наблюдения за изменением гидрологической обстановки (при необходимости круглосуточно), проверить систему оповещения членов комиссий по чрезвычайным ситуациям.
- Осуществлять работу постов наблюдения за развитием паводковой обстановки и проверить систему оповещения членов комиссий по чрезвычайным ситуациям.
    - Организовать в период прохождения весеннего половодья информирование населения по вопросам соблюдения требований безопасности в паводковом периоде, о складывающейся обстановке и принимаемых мерах по ее стабилизации.
    - Определить, оборудовать и обозначить места возможной посадки вертолетов, содержать в готовности подъездные пути к ним.
    - проводить разъяснительную работу с населением о необходимости страхования движимого и недвижимого имущества от причинения ущерба стихийным бедствием.
    - Осуществлять контроль за техническим состоянием бесхозяйных гидротехнических сооружений на территории муниципального образования.
- Обеспечить отвод талых и поверхностных вод от поселений муниципального образования.
    - Иметь в ЕДДС график дежурства руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в период паводка;
    - Осуществлять надзор за санитарной очисткой мест в населённых пунктах, расположенных в водоохранных зонах открытых водоёмов, требовать от организаций жилищно-коммунального хозяйства проведение дезинфекции выгребных ям, помойниц и дворовых уборных на не канализованных территориях в предполагаемых зонах затопления, своевременного вывоза твердых бытовых отходов и очистку канализационных выгребов.
    - Обеспечить своевременное реагирование коммунальных и дорожных служб на аварийные ситуации, складывающиеся в результате неблагоприятной паводковой обстановки в целях создания условий для нормального функционирования транспортного сообщения.
    По предупреждению лесных и ландшафтных пожаров:
    1. Продолжить работу по выполнению мероприятий  в соответствии с постановлением губернатора Новосибирской области  от 07.04.2024г. № 70 «О мерах по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории Новосибирской области в 2024 году»:
    - Проводить разъяснительную работу с учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами, владеющими, пользующимися и (или) распоряжающимися территорией, прилегающей к лесу, об обязательном выполнении требований пунктов 65-74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
    - Провести работы по очистке территорий сельских поселений от сухой травянистой растительности и другого горючего мусора, в том числе, предусмотрев данные мероприятия в планах благоустройства территорий. В течение пожароопасного сезона вести контроль за выполнением гражданами, предприятиями и организациями мероприятий по своевременной очистке от сгораемого мусора соответствующих территорий и соблюдением требований пожарной безопасности в части использования открытого огня. По фактам выявляемых нарушений обеспечить в рамках предоставленных полномочий принятие мер, направленных на устранение данных нарушений, в том числе информирование территориальных подразделений ГУ МЧС с представлением соответствующей доказательной базы.
- В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, организовать работу по созданию (обновлению) минерализованных полос вокруг населенных пунктов шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров в соответствии с требованием, установленным пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
- Очистить территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
    - Предусмотреть привлечение техники для создания дополнительных минерализованных полос в случае возникновения непосредственной угрозы перехода лесных и ландшафтных пожаров на населенные пункты, определить порядок ее привлечения в максимально короткое время.
    - Иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров.
    - Поддерживать в готовности достаточное количество сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами.
    - Организовать проведение сходов населения с целью проведения разъяснительной работы по соблюдению правил пожарной безопасности при нахождении в лесу, обучения населения способам защиты и действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, доведения информации об особом противопожарном режиме, по запрещению сжигания мусора, сухой травы, стерни и разведении костров в период сухой, жаркой и ветреной погоды и в период противопожарного режима.
    - Обеспечить проведение противопожарной пропаганды, организацию уроков по противопожарной пропаганде в общеобразовательных организациях и  профессиональных образовательных организациях о правилах пожарной безопасности в лесах, а также о мерах административной и уголовной ответственности за их несоблюдение.
-Продолжить работу по принятию нормативных правовых актов по вопросам стимулирования и привлечения населения к деятельности добровольной пожарной охраны, а также информированию населения об имеющейся нормативной правовой базе по поддержке пожарного добровольчества, передовых формах и методах работы.
- Продолжить работу по оказанию содействия в деятельности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных Новосибирской области, в том числе по оснащению необходимым пожарно-техническим вооружением, боевой одеждой и инвентарем.
- Привлекать добровольцев, работников организаций и населения на тушение ландшафтных (природных) пожаров, а также для защиты населенных пунктов в случае возникновения угрозы перехода на них лесных и других ландшафтных (природных) пожаров.
    - Усилить работу с руководителями садоводческих обществ по выполнению правил пожарной безопасности на соответствующих территориях.
- Продолжить работу по обеспечению всех населенных пунктов, территорий садоводства или огородничества источниками наружного противопожарного водоснабжения, созданию на пожароопасный сезон пожарных водоемов, сооружению временных водоемов, а также обеспечению возможности забора воды из них пожарной техникой.
- Усилить меры по контролю за состоянием имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения.
    - С помощью распространения наглядной агитации в виде памяток-листовок и плакатов проводить работу среди населения по профилактике лесных пожаров.
    - Обеспечить готовность к проведению эвакуационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
    - Уточнить места, маршруты и способы возможного отселения жителей из населенных пунктов, попадающих в зону возможных лесных пожаров.
    - Активизировать работу среди населения и руководителей предприятий и учреждений по страхованию ими имущества от лесных пожаров, для этих целей организовать в средствах массовой информации выступления работников страховых организаций о целесообразности страхования.
    - Обеспечить взаимодействие территориальных органов внутренних дел с лесничествами и лесопользователями в целях выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности на территориях, прилегающих к лесному фонду.
    - В случае возникновения очагов пожаров в первую очередь организовывать тушение в 5-км зоне силами волонтеров, добровольных пожарных дружин, общественников, проживающих в данных поселениях; ликвидация пожаров должна осуществляться в кратчайшие сроки (не более одних суток).
     2. На время действия особого противопожарного режима (Постановление правительства Новосибирской области  от 15.04. 2024 № 186-п) в рамках установленных полномочий организовать реализацию дополнительных требований пожарной безопасности:
- Усилить мониторинг складывающейся оперативной обстановки с природными пожарами.
- Запретить посещение гражданами лесов, кроме случаев, связанных с использованием лесов на основании заключенных государственных контрактов, договоров аренды участков лесного фонда, выполнением определенных видов работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах в рамках государственных заданий, проездом и пребыванием в оздоровительных учреждениях, туристических базах и базах отдыха, осуществлением мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
- Запретить использование открытого огня, разведение костров и выжигание сухой растительности, сжигание мусора на территориях поселений и городских округов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, предприятий, полосах отвода линий электропередачи, железнодорожных и автомобильных дорог.
-Запретить сжигание порубочных остатков и горючих материалов на земельных участках в границах полос отвода и охранных зон железных дорог.
- Запретить приготовление пищи на открытом огне, углях (кострах, мангалах) и иных приспособлениях для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня, в том числе на территориях частных домовладений, садоводческих или огороднических товариществ (за исключением приспособлений, находящихся на территориях и эксплуатирующихся организациями общественного питания).
- Запретить проведение огневых работ и других пожароопасных работ вне постоянных мест их проведения.
- Обеспечить вокруг населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, за противопожарными минерализованными полосами дополнительную очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров.
- Обеспечить принятие мер по локализации очагов горения сухой растительности и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
- Организовать патрулирование территорий муниципальных образований Новосибирской области в целях контроля за соблюдением запрета выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведения костров на полях.
- Организовать привлечение в установленном законодательством порядке к  профилактической работе и патрулированию представителей общественных организаций, в том числе добровольной пожарной охраны, охранных организаций, а также добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере предупреждения и тушения пожаров, жителей населенных пунктов.
-  Проводить противопожарнуюй пропаганду и инструктирование населения о соблюдении требований пожарной безопасности в части запрета разведения костров, сжигания мусора, стерни, пожнивных и порубочных остатков, проведение всех видов пожароопасных работ, кроме мест, специально отведенных для указанных видов работ.
- Ввести запрет на территориях населенных пунктов, городских округов, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесов запуск неуправляемых изделий из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.
- Обеспечить готовность водовозной и землеройной техники для возможного использования в тушении пожаров.
- Обеспечить готовность систем связи и оповещения населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
- Взять на контроль территории бесхозяйных и длительное время не эксплуатируемых приусадебных участков.
- Организовать в целях обнаружения палов сухой растительности круглосуточное патрулирование территорий населенных пунктов и прилегающих территорий, в том числе садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, организаций; к указанной работе привлекать в  установленном законодательством порядке представителей общественных организаций, в том числе добровольной пожарной охраны, а также добровольцев.
- В случае выявления лиц, допустивших любые очаги горения, обеспечить незамедлительное информирование по указанным фактам органов государственного пожарного надзора, органов полиции, территориальных органов министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области.
- Ежедневно информировать население о действии на территории Новосибирской области особого противопожарного режима, требованиях пожарной безопасности, предусмотренных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», а  также о недопустимости использования открытого огня и разведения костров на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса.
- В целях обеспечения защиты отдаленных населенных пунктов организовать работу временных противопожарных постов добровольных пожарных формирований.
- Организовать функционирование постоянно действующих оперативных штабов, осуществляющих рассмотрение вопросов оперативной обстановки с пожарами в ежесуточном режиме.
    По риску возникновения техногенных пожаров:
1. Проводить комплекс мероприятий, направленных на  снижение количества пожаров и последствий от них в частном жилом секторе, уделяя особое внимание объектам с массовым пребыванием людей и местам проживания социально незащищённых граждан. Продолжать работу по привлечению общественности (ТСЖ, ТОС, дворовых и уличных комитетов, старост) к осуществлению мер пожарной безопасности, по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе посредством изготовления и распространения среди населения памяток и листовок (наглядной агитации) по мерам пожарной безопасности в быту, посредством организации и проведения собраний населения, организации через средства массовой информации и в местах с массовым пребыванием людей (в том числе клубах, больницах) противопожарной пропаганды.
2. Обеспечить пожарную безопасность на объектах с круглосуточным пребыванием людей системы социальной защиты населения, здравоохранения.
3. Проводить разъяснительную работу среди населения о преимуществах оборудования жилых помещений автономными дымовыми пожарными извещателями, являющимися одним из эффективных средств по предупреждению гибели людей в состоянии сна; вести контроль за техническим состоянием ранее установленных (выданных) извещателей в местах проживания социально-незащищенной категории граждан.
    4. Контролировать деятельность рабочих групп администраций муниципальных образований по проведению подворовых обходов с проведением инструктажей по мерам пожарной безопасности в быту, в том числе с социально неблагополучными и социально незащищенными гражданами.
    5. Обеспечить пожарную безопасность на объектах сельскохозяйственного производства и  на объектах животноводства.
    6. Содержать в состоянии работоспособности системы противопожарного водоснабжения и оповещения населения о пожаре.
7. Обеспечить пожарную безопасность объектов ТЭК и ЖКХ.
    8. Проводить профилактические мероприятия, направленные на профилактику детской гибели и травматизма. Провести с гражданами, имеющими детей, разъяснительную работу по профилактике возникновения пожаров по причине детской шалости.
    9. Продолжить системную работу органов социальной защиты по оказанию адресной помощи социально незащищенным слоям населения в ремонте (замене) печного отопления и электропроводки.
10. Проводить работу с руководителями садоводческих обществ по обеспечению пожарной безопасности на соответствующих территориях.
    По риску возникновения аварий на объектах  ТЭК и ЖКХ:
1. Вести усиленный контроль за работой объектов ТЭК и ЖКХ, систем электроснабжения с целью недопущения возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций Иметь резерв материальных ресурсов и поддерживать готовность аварийных бригад на оперативное реагирование в случаях нарушений в системе жизнеобеспечения населения.
2. Содержать в исправности резервные источники электроснабжения и уточнить способы доставки их к месту возможной ЧС.
3. Осуществлять выборочный осмотр фундамента опор ЛЭП в местах возможного затопления  для проверки надежности крепления опор в грунте, с выявлением отклонения опор от оси.
4. Проводить наблюдение, а при необходимости откачку воды в местах возможного затопления объектов электросетевого хозяйства.
5. Проведить осмотр переходов воздушных линий через реки. (При необходимости в поймах рек у опор, подверженных затоплению и размыву, обновить установленные ранее или установить дополнительно рейки и реперы для замера уровней воды).
6. Проверить состояние обваловки фундаментов опор, защиты оснований опор от ледохода, при обнаружении повреждений принять меры по их восстановлению.
7. Обеспечить отвод талых вод от зданий и подземных коммуникаций объектов энергоснабжения.
8. Исключить попадание талых вод в кабельные каналы, маслосборники, источники водоснабжения.
По риску возникновения ДТП и нарушения транспортного сообщения:
1. Во взаимодействии с ГИБДД вести усиленный контроль за безопасностью дорожного движения.
2. Информировать участников дорожного движения о складывающихся метеорологических условиях.
    По риску возникновения происшествий на водных объектах:
1. Во взаимодействии с инспекторским составом Центра ГИМС вести  усиленный контроль за соблюдением населением правил поведения на водных объектах.
2. Проводить работу по выявлению мест скопления рыбаков, устанавливать предупреждающие и запрещающие знаки, заграждения на подъездах и съездах к водным объектам.
3. Проводить разъяснительную работу с населением, занятия в школьных учреждениях по мерам безопасности и правилам поведения на водных объектах, об опасности выхода на тонкий лед водных объектов в весенний период.
4. По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться на телефон оперативной дежурной смены  202-01-30 (круглосуточно).
При угрозе и  возникновении ЧС:
1.  При угрозе возникновения ЧС, вызванных опасными метеорологическими явлениями, вводить режим повышенной готовности.
2. В случае возникновения ЧС и происшествий на объектах ЖКХ и энергетики информировать население в СМИ о складывающейся оперативной обстановке.  
3. При угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера звонить на единый номер вызова экстренных оперативных служб 112, информировать оперативную дежурную смену ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области - дежурного по силам и средствам по телефону 203-51-09 и дежурную смену аварийно – спасательной службы Новосибирской области по телефону 218-22-32 для оперативного задействования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС.
4. При возникновении ЧС немедленно принимать меры к их ликвидации и
информировать старшего оперативного дежурного смены ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области по телефону  217-68-06.
5. Для работы с населением действуют «телефон доверия» ГУ МЧС России по Новосибирской области 239-99-99.

Возврат к списку

up